Борис Дьяконов: О холакратии в банке "Точка"

Борис Дьяконов
Борис Дьяконов: О холакратии в банке "Точка"

Зачем тебе холакратия?

Если люди внедряют холакратию только потому, что кто-то уже сделал это, их ждет фиаско. Потому что копирование преследуется по закону здравого смысла! Мысли вроде: «Стану-ка я бирюзовым» или «Мне надо двигаться по спиральной динамике, потому что так написано в книжке» — не дадут результата. Вместо этого нужно жить, строить бизнес, делать счастливыми сотрудников, клиентов. Как говорил Оскар Уаилд: «Будь собой, все остальные роли уже заняты».

Если вам кажется, что регулярный менеджмент — это жесткая вещь, это вы еще с холакратией не сталкивались. В Конституции все прописано, вплоть до фразы: «Ты получил, что хотел?», которую должен задать фасилитатор.

Но обо всем по порядку. Есть потрясающая книга Саймона Синека «Начни с вопроса «Почему?». Внедрять холакратию, потому что все внедряют, — это не причина. Должно быть внутреннее понимание, почему тебе это надо.

Расскажу о своих личных мотивах.

1. Я очень люблю воду и яхты. Уже 10 лет у меня есть мечта отправиться в кругосветку. Мечта эта очень сильно конфликтовала с тем, что есть бизнес, люди, с которыми я работаю. Как же их оставишь? Почти всю сознательную жизнь я занимался банкингом и считал, что лучше знаю, как надо вести дела, но в последнее время я начал понимать, что становлюсь ограничением для роста. И в стремлении следовать за своей мечтой и из нежелания быть ограничением для роста компании стал искать, что же можно сделать для этого. Потому что просто встать и уйти — значит перечеркнуть те 15-18 лет, что я на это потратил. Ведь я ни за что не сделаю ничего, что повредило бы моему детищу. Я верил, что внутри компании «Банк24.ру», внутри «Точки» есть энергия и силы для того, чтобы созидать, творить. И мне просто надо отойти в сторону, чтобы дать этой силе вырасти.

2. Нужно строить личный доброград. Я искренне получаю удовольствие, когда вижу, как люди прорастают, развиваются. Это мой доброград.

3. А еще у нас очень долго принимались решения. Я сам уже не хотел этого делать. И непонятно было, кто должен этим заниматься.

Первые эксперименты 2013-2014

И вот я узнал, что есть такая штука — холакратия. Весь день я смотрел ролики Брайана Робертсона, читал Конституцию. Плюнул на третьей странице — решив, что кто-нибудь потом, может, разберется в ней. Сергей Солонин позже спрашивал меня: почему холакратия? Да просто я не знал тогда про другие модные штуки. Мне понравилось, что люди там отделены от ролей, что есть обязательства, есть прозрачность принятия решений. В то время я был тесно связан с «Кнопкой», и мы решили изменить нашу службу поддержки. Потому что в какой-то момент мне стало стыдно. Я понял, что, если отправлю туда друга, я потеряю его. Мы стали трансформировать этот отдел, он стал онлайн-офисом и площадкой для эксперимента. «Кнопка» пошла потом своим путем, а в «Точке» мы вложились в то, чтобы счастливые сотрудники делали счастливыми клиентов. Казалось бы, вот он — успех. Но многие из сотрудников тут же стали злоупотреблять приобретенной свободой.

В этот момент нам «повезло»: у «Банка24.ру» отозвали лицензию, и мы смогли рестартовать, оставив тех, кто злоупотреблял, за бортом. Тех, кто остался, настоящий спецназ, масштабировали в рамках «Точки». Когда я познакомился с Александром Фридманом, он сразу сказал мне, что не верит в самоуправление и бирюзу, но, если люди с тобой правильные, все может получиться.

Для изменений мы выбрали наихудшее время. Как раз пришло пожелание от акционеров, чтоб мы масштабировались. Когда мы начинали внедрять эти новые идеи, нас было 700 человек, когда закончили — стало уже 1,5 тысячи. Одновременно «Точка» переезжала из «Открытия», и мы внедряли мультибанковскую модель, к тому же я был вовлечен в английский проект... Как выяснилось, самоменеджмент сам по себе не внедряется, кто-то должен заменеджерить эту тему. И первые наши опыты были чудовищны. Назначенного фасилитатора перебивали, мы ничего не могли решить, собираясь, спорили друг с другом и думали: есть ли смысл масштабировать это дальше? Нам помог Амстердам! Но это не то, о чем вы могли подумать. Там проходил тренинг по холакратии. Я не поехал на него для чистоты эксперимента, а ребята вернулись окрыленные. Решили, что внедрим-таки холакратию, все поставили подписи под Конституцией, и идея взлетела. Но вдруг снова начались злоупотребления. Когда я прочитал Конституцию, я увидел в ней такие возможности, как:

  • ответственность
  • активность
  • предназначение
  • свобода достигать.

А кто-то увидел возможность переложить ответственность на другого. Это уже вопрос культуры. Холакратия не излечит сволочизм, не будет делать за тебя продажи, не возьмет за тебя ответственность. Люди будут делать это — в своих ролях.


Вся жизнь — это изменения

Больше всего в холакратии меня вдохновило именно то, что у каждого есть роль, а у роли — миссия. Роль отделена от человека. Петя может отказаться от своей роли и при этом не перестанет быть офигенным Петей. В этом невероятная свобода. Но люди увидели в этом ограничение и возмутились. Я — это я, не надо называть меня ролью, говорили они.

Работая с культурой, мы сказали вот что:

1. Не ждите спокойной жизни. Потому что только так можно изменить мир.

2. Относитесь к каждому клиенту как к единственному. И мы рады, что наши клиенты — предприниматели, те, кто делает мир вокруг, чья жизнь становится благом для других.

3. Берегите друг друга. Берите ответственность, потому что в момент встречи с клиентом у «Точки», кроме вас, нет другого представителя.

Холакратия или любая другая система, которую вы выберете, — это на самом деле рельсы по доставке ценностей. Вся эта история в конечном счете про гибкость и про способность доставлять ценности клиентам, про способность вызывать улыбки. В какой-то момент я понял, что перестал быть ограничением для компании, что появились новые люди, которые легко пошли с нами..

В итоге выигрывает не сильнейший, не самый бирюзовый, выигрывает самый приспособляемый. Тот, у кого есть ответ на вопрос «Почему?», тот, у кого есть цель выживать, тот, кто может меняться. Потому что вся жизнь — это изменения.

Все, что я могу посоветовать: делайте! И помните: копирование преследуется по закону здравого смысла!
ABOUT THE SPEAKER

Борис Дьяконов

Российский банкир. Основатель и директор банка для предпринимателей «Точка». Ранее возглавлял «Банк24.ру».

Другие статьи автора

28 марта

Борис Дьяконов: Бизнес-кодекс

Сооснователь и руководитель банка «Точка» Борис Дьяконов с командой дважды спас банк от неминуемого краха. Как понять, успешный ли ты предприниматель...
Борис Дьяконов

Смотрите так же

31 января

Дмитрий Багинский: Как пресечь злые шутки в коллективе

В Германии за злые шутки в отношении коллег можно попасть под суд. В России корпоративный троллинг пока не регулируется. Как работать с этой проблемой?
Дмитрий Багинский
28 января

Рубен Арутюнян: Особенности модного бизнеса в России

Создатель российского бренда мужской одежды Henderson Рубен Арутюнян рассказал о том, с чего начиналась и как изменилась модная индустрия в России за 25 лет, могут ли российские производители составить конкуренцию зарубежным и как бренд планирует развиваться в будущем.
Рубен Арутюнян
31 января

Ричард Флорида: Главное – не технологии, а креативность

Американский экономист Ричард Флорида разработал теорию (на самом деле, многие её считают уже аксиомой), согласно которой для роста экономики и развития бизнеса первостепенно наличие креативных людей.
Ричард Флорида

Наверх

Cтать спикером