- В интернете о вас пишут так: "Борис Бурда - популярный телеведущий, бард, знаток "Что? Где? Когда?", журналист и писатель". Вы согласны с такой последовательностью характеристик? Какая из ипостасей для вас важнее?
- Очень неприятный вопрос. Ведь практически вы меня спрашиваете: "Какая из ваших конечностей настолько менее важна, что мы могли бы ее отрубить, - правая рука или левая нога?" Ответ на это может быть только один: не надо мне отрубать ничего. Если вы это сделаете, я перестану быть самим собой, а вам, между прочим, от этого никакого прока не будет.
Я вообще думаю, что любой человек проживает не одну жизнь, а несколько, и в каждой из них какая-то из его ипостасей оказывается главной. У меня была не очень длинная, но крайне яркая и важная жизнь ученика физико-математической спецшколы, научившая меня стремиться к непростым решениям и выживать в остроконкурентной среде. В вузе вскоре начались сразу две параллельные жизни - человека, увлеченного наукой, который самостоятельно освоил новый в те времена навык - программирование, и жизнь участника КВН, самой популярной в те времена передаче, во время показа которой пустели улицы. КВН убрали с телеэкрана в то самое время, когда я окончил вуз, и я немного пожил жизнью молодого инженера, который четко помнит, на доходы с какой подработки куплен каждый предмет мебели в его квартире. Но она вскоре сменилась бурной жизнью руководителя молодежного клуба, не успевающего отследить, перед какой из инстанций он в очередной раз непонятно в чем виноват, но из чистого упрямства продолжающего тянуть это ярмо. От этой жизни было два шага до жизни барда, каждую пятницу уезжающего на очередной фестиваль, чтоб с трудом успеть вернуться на работу в понедельник утром. Жизнь руководителя клуба интеллектуальных игр началась параллельно и в итоге снова привела меня на экран самой популярной в свое время телепередачи ("Что? Где? Когда?" - Прим. ред.). Не отменяли этих прежних жизней и жизнь кулинара, ведущего собственной телепрограммы, и жизнь писателя, у которого недавно вышла четырнадцатая книга. Всего и не перечислишь… В каждой из этих жизней какое-то из моих увлечений, может быть, и становилось главным, но остальные не умирали и даже не засыпали. Ну, может быть, отдыхали чуть-чуть, но очень поддерживали то, которое оказывалось главным в данный момент. А потом давали ему возможность замениться другим практически безболезненно для меня.
- Не было мысли, что, занимаясь сразу столькими вещами, только распыляетесь, что настоящего успеха можно добиться, сосредоточившись на чем-то одном?
- Мне иногда так и говорили: "Иметь столько увлечений нехорошо, ты разбрасываешься". Я и сам немного волновался насчет этого и как-то поделился своими страхами с Яковом Исаевичем Хургиным, крупным ученым, на книгах которого выросло целое поколение учеников физматшкол. Он ответил: "Даже не думай об этом. Примерно пятая часть людей предназначена для того, чтоб заниматься одним, главным для них делом, и им даже не грех дать по рукам, когда они хватаются за что-то еще. Но большинство устроено так, что непременно должно заниматься несколькими делами, а если им это запретить, то они просто не будут в состоянии заниматься каким-то одним делом, пусть любимым и интересным. Вот я, при всех вполне успешных моих научных занятиях, не могу не писать свои популярные книжонки, при виде которых некоторые мои высокоученые коллеги морщатся, и если бы мне запретили их писать, прочая моя работа тоже пошла бы кое-как". Я выслушал его и успокоился. Даже перестал определять, какое из моих увлечений главное. И вам не советую…
- В одном из интервью вы сказали, что человек умный и человек знающий - разные вещи. А зависимость между этими качествами существует? Возможно ли одно без другого?
- Знающие люди владеют большим объемом информации, а умные умеют применять известную им информацию для нахождения правильных решений и получения новых знаний. Связь между умом и знаниями, безусловно, есть, но совершенно не однозначная. Мне кажется, что быть умным важнее, чем знающим, хотя и знания не вредят. В наших играх хорошими вопросами считаются не те, для ответа на которые нужно владеть редкой информацией, а те, для разрешения которых знания есть у всех, но далеко не всякий сможет ими воспользоваться, чтобы найти неочевидное решение. Известный знаток Андрей Каморин правильно говорил, что знания, необходимые для ответа на хороший вопрос, должны все входить в курс средней школы.
В наше время просто стать знающим: достаточно включить компьютер с выходом в интернет - и большинство знаний человечества можно без труда вызвать на экран. Но решения по-настоящему важных задач, которые ставит перед нами жизнь, там нет. Чтоб их решить, нужны именно умные люди. Знающие могут вспомнить прошлое, но плохо ориентируются в будущем.
- А себя вы считаете умным или знающим?
- Это еще зачем? Я должен стремиться к тому, чтоб быть и знающим, и умным, но вот оценивать, насколько я в этом преуспел, совершенно не мое дело. Я заведомо необъективен, а со стороны видней.
Знания я приобретал без труда и с огромным удовольствием. Просто очень любил читать хорошие популярные книги о науке, увидел там много интересного, а это все где-то застревает - и стараться не надо. Как-то я даже составил список книг, которые мне хотелось бы видеть в библиотеках моих внуков. Но умным стать хочется больше, но это и труднее.
- Вы знаете, что для этого нужно?
- Чтобы стать умным, нужен, скорее, не список книг, а большое количество умных людей в твоем окружении. Как этого добиться, вопрос сложный, но важный. Для человека действует закон сообщающихся сосудов, который мы учим в школе на уроках физики. Если ты общаешься с тем, чей уровень выше, то и твой уровень растет, ну, и наоборот, конечно… Самая большая польза в жизни - от компаний, в которых ты самый маленький, слабый, глупый и плохой, а вовсе не наоборот.
- Еврейская интеллектуальная традиция подразумевает особый склад мышления, нестандартный подход к знанию, умение обрабатывать, анализировать и запоминать большие объемы информации, и в этом смысле вы вполне ей соответствуете. Знатоков Торы среди ваших предков не было? Кому вы своей эрудированностью обязаны?
- О том, способствует ли подробное изучение священных книг, заведомо не подлежащих критике, выработке умения мыслить самостоятельно, существуют разные мнения… Лично я среди своих предков знатоков Торы не помню. Происхождения я, что для евреев не так типично, именно крестьянского. До сих пор недалеко от Одессы есть село Бурдовка, в котором мои предки, выходцы из Польши, как и очень многие из российских евреев, поселились еще при матушке Екатерине. Сейчас, на фоне невероятных успехов сельского хозяйства Израиля, даже смешно кого-то убеждать, что евреи любят и умеют работать на земле. Но еще недавно господствовало заблуждение, что крестьянская работа совершенно не еврейское дело. Причина его понятна: при Александре III был принят целый ряд антиеврейских законов, которые, в частности, запрещали евреям владеть землей.
Большинство односельчан и однофамильцев моего прадеда быстренько крестились и продолжали растить свою гречку, а вот мой прадед не пожелал расстаться с верой отцов и перебрался в местечко Кодыма на севере Одесской области. Оттуда вскоре после гражданской войны вернулся в Одессу мой дед. Он был человек не ахти какой ученый, высшего образования не имел, но именно ему, пожалуй, я больше всего обязан своей эрудицией. Сам он почти ничего не читал, но каждую дефицитную книгу, каждое подписное издание покупал и аккуратно складывал в шкаф - "для внучка Бореньки". Вот этому книжному шкафу, набитому дедушкой не для себя, я действительно многим обязан… Ну а кроме того, мне фантастически везло со школьными учителями и вузовскими преподавателями.
- А что за книги в этом шкафу "для внучка Бореньки" были?
- "Робинзон Крузо" и "Путешествия Гулливера", не детские адаптации, а полный текст. "Записки о Шерлоке Холмсе", "Приключения Тома Сойера" и "Приключения Гекльберри Финна", двенадцатитомный Жюль Верн и шеститомный Майн Рид, четырехтомник Маршака, огромная книга сказок Чуковского, "Доктор Айболит" Хью Лофтинга в его же великолепном пересказе, "Приключения Незнайки" и "Чиполлино"… Не смогу всего перечислить. Еще до школы я это все прочел, потому что отец с матерью поднимали целину, а я жил у бабушки с дедушкой, и мой диванчик стоял рядом с книжным шкафом.
- Если верить Википедии, читать вы научились в четыре года. Какую первую книжку прочитали?
- Читать я учился, разумеется, по букварю, очень красивому и красочному. Первое, что сам прочел, была заметка в "Правде" о смерти Вышинского - помню до сих пор, что он умер в Америке, а не в СССР. Так что и дату, когда я научился читать, легко восстановить - 14 ноября 1954 года. А первой прочитанной книгой, насколько могу припомнить, была "Что я видел" Бориса Житкова. Запомнил ее хорошо, некоторые куски просто наизусть.
- В клубе "Что? Где? Когда?" вы играете с 1990 года. На вашей памяти случались в кулуарах телешоу разговоры, пусть даже в шутку, о еврейском засилье в ЧГК?
- В коллективе участников телешоу есть масса гораздо более интересных занятий, чем такие невероятные глупости. Впрочем, кто ищет, тот всегда найдет. Не являлись ли, например, мои резкие пикировки с Ворошиловым во время телеэфира, с учетом его национальности, проявлением антисемитизма с моей стороны? А когда он в ответ обрушивался на меня, далеко выходя за рамки респектабельности, не было ли это антисемитизмом с его стороны? Если над этим задуматься, был антисемитизм, куда же без него.
- Справедливо ли называть ЧГК командной игрой? Там ведь ответственность за успех команды в конечном счете лежит на игроке, озвучивающем ответ: если версий несколько, он в решающий момент должен выбрать одну, которая кажется наиболее правдоподобной. Не говоря уже о секторе "суперблиц", когда за столом отдуваться за всю команду остается только один игрок.
- Ложный вывод, сделанный из ложной посылки. Главное в игре - вообще найти правильный ответ, а когда это происходит, обычно возникает сильнейшее чувство. Знатоки говорят "щелкает" - и действительно, что-то вроде щелчка в мозгу слышишь. А озвучить ответ - уже дело выдержки и некоторых актерских способностей. Да, роль отборщика в команде велика: если есть версии примерно одинаковой вероятности, ему надо выбрать ту, какую команда назовет. Но для того чтобы отобрать правильную версию, нужно, чтобы у команды она была. Главное, о чем думаешь во время обсуждения вопроса, - как услышать мысль коллеги, понять, есть ли в ней перспектива, и, если есть, попытаться проявить новый уровень ее понимания. Мне такая работа по нраву - я действительно по жизни командный игрок, нацеленный на общий успех больше, чем на свой личный.
- В 2009 году в эфире "Эха Москвы" вы произнесли такую фразу: "Любопытная штука - патриотизм. Что это такое, длинный разговор, и я его всегда боюсь". До сих пор боитесь? Тогда вы сказали, что считаете себя патриотом Одессы. В связи с последними событиями на Украине чувствуете ли вы себя большим патриотом, чем прежде? И что вообще, по-вашему, происходит сегодня с патриотическими чувствами в России и на Украине?
- Еще раз убеждаюсь, что не зря я опасаюсь разговоров на эту тему. Видите ли, меня с детства приучили к тому, что патриотизм - это что-то хорошее. И тут же фраза из "Словаря Сатаны" Амброза Бирса о том, что "патриотизм - последнее прибежище негодяя". Как это совместить? Я долго, помнится, искал определение патриотизма, под которое, скажем, без меры любящий Германию парень из "Гитлерюгенда" не подходил бы. Ведь патриотизм должен быть хорошим чувством, так же? Знаете, я нашел такое определение. Дал его всего-навсего Виссарион Белинский: "Любить свою Родину - значит пламенно желать видеть в ней осуществление идеала человечества и по мере сил своих споспешествовать этому". Так вот, то, что проявил нынешний печальный конфликт и в России, и в Украине, этому определению соответствует с точностью до наоборот. Это не патриотизм, а опасная подделка под него. Хотел бы народ Украины или России, чтоб его нынешнее поведение стало для других народов примером поведения по отношению к нему? Ой вряд ли…
- Как, по вашим ощущениям, изменилась Одесса за время общественно-политического кризиса? Что в происходящем и в реакции на него окружающих людей вас особенно удивило или напугало?
- Больше всего неприятно удивил выход многих вполне разумных и вменяемых людей за всякие рамки ожидаемого от них. Скажем, в социальных сетях я просто практически перестал появляться - незачем, только хуже будет… Правильно когда-то Зощенко сказал Маршаку: "В хорошие времена люди хороши, в плохие плохи, в ужасные ужасны". Исключения из этого правила, разумеется, есть, но общую тенденцию оно указывает точно.
- А какая сейчас обстановка в Одессе? Какие у людей настроения?
- В Одессе тихо, не стреляют и даже не очень шумно митингуют. Но считать, что жизнь вернулась в привычное русло, пока нет оснований, а значит, и нет поводов для излишней беззаботности. Достаточно немного почитать новости. Конечно, на то, что жизнь нормализуется, можно и нужно надеяться, но пока рано утверждать, что это уже произошло.
ABOUT THE SPEAKER
Борис Бурда
Журналист и телеведущий, писатель, бард, участник интеллектуальных игр, автор кулинарных книг