Мы поговорили о том, как изменятся важные для людей вещи.
Об «умных» домах: жилище будет взаимодействовать с человеком
– Через 20-30 лет дома перестанут быть пассивными в отношениях с нами. Мы сейчас сидим в комнате, и она никак на нас не реагирует. Чтобы включить свет, нужно куда-то ткнуть. Если мне будет жарко, я просто буду обливаться потом. В течение 20 лет это изменится.Комната будет взаимодействовать с нами, понимать: ага, температура слишком высокая, этому парню жарко, а еще он в плохом настроении. Значит, хватит нагревать воздух, что еще и хорошая экономия. «И вот тебе расслабляющая музыка», – решает машина и включает ваш любимый плейлист.
Об «умной» одежде: джинсы научатся подгонять размер
– Уже есть проекты, вроде Jacquard от Google, то есть одежда с вшитыми датчиками и электроникой. Ты можешь контролировать ее и следить за показателями через смартфон.В будущем одежда будет соответствовать нашим потребностям и реагировать на внешнюю среду.
Когда я собирался в Москву, в Париже было 35 градусов тепла. Тут вечером было всего пять, и замерз. В будущем одежда подстроится под меня. Согреет, если холодно, будет прохладной, если жарко. Проблема размеров тоже исчезнет. Мечта для девушек: даже если вы потеряли несколько килограммов, джинсы будут впору.
Спорт будет локомотивом модной индустрии, потому что идеально подогнанная обувь и форма тут очень важны.
О беспилотных автомобилях: через 15 лет производство обычных машин снизится на 85%
– Беспилотники уже на улицах. Машины от Google ездят без водителя уже семь лет, пусть и по дорогам Калифорнии. У беспилотных автомобилей есть пять уровней и последний – это полная автономность. Мы придем к этому через 15 лет. Через 15 лет производство обычных автомобилей снизится на 85%.Взгляните на Ford, компания держалась вдалеке от беспилотной революции, но осознала, что за этим будущее. Посыл «Мы продаем автомобили» сменился на «Мы сдадим беспилотники в аренду, каршеринг».
Каршеринг — это потрясающе, и вопрос даже не в технологии. У вас появляется автомобиль, на котором вы добираетесь из одной точки до другой, с несколькими людьми.
Постепенно становится глупо владеть машиной. Потому что вы используете ее всего на семь процентов. Семь! Каждую минуту ваш автомобиль, стоивший тысячи рублей, теряет деньги. Революция огромна, и последствия соответствующие.
Я бывал во многих странах, и не вижу ничего плохого в беспилотных автомобилях. Взгляните на Сингапур: они работают над тем, чтобы заменить все такси беспилотниками. Проблема не в технологии, а в том, что мы сделаем, чтобы люди не потеряли работу. Потому что из-за беспилотников исчезнут не только водители, но и пилоты самолетов, машинисты поездов.
О беспилотных дронах и самолетах: доставка станет проще
– Пока беспилотники чаще используют для военных действий. Но в будущем они точно изменят некоторые рынки, один из них – доставка. Так называемая «доставка последнего километра». Amazon, «Яндекс» уже пробуют эту технологию.Будем ли мы использовать беспилотники для полетов? Пока это научная фантастика. Причем вопрос не в технологии, а в законодательстве. Терроризм и все происходящее в мире – вот что слишком сложно. Технологии уже находятся на том уровне, чтобы за следующие 20 лет сделать коммерческие рейсы беспилотников.
О технологии BigData: с помощью «больших данных» можно влиять на людей, но Трамп стал президентом честно
– Дыма без огня не бывает. Технологии помогли, но никакой фальсификации и влияния на умы [благодаря правильно настроенной рекламе в фейсбуке] не было. Просто последние 20 лет политики в США не уделяли достаточного внимания важным проблемам, например, расизму. В итоге средний класс думает, что расизм – это решение всех проблем.США – страна с удивительным и ужасающим уровнем знаний.
Люди просто идут и голосуют, а Трамп – просто отражение культуры. Поэтому я сомневаюсь, что Владимир Путин (намек на русских хакеров – Ред.) или технологии как-то повлияли на выборы в США.
Хотя мы безусловно можем использовать BigData, чтобы управлять мнением людей. Технология следит, что вы делаете сейчас и как вы действовали ранее. Ни разу не поговорив с вами вживую, я могу узнать, вы либерал, социалист или гей. А когда я знаю личные подробности, могу выдать вам информацию, которая будет относиться конкретно к вам, а не какому-то там представителю класса.
Поэтому ваше правительство берет компании под контроль, и Китай устраивает многим проблемы. В технологических решениях компании часто сильнее государств. Проблема в том, что мы ничего не можем сделать. У вас в России есть несколько компаний, те же «Яндекс» и Mail.Ru, а у нас в Европе – нет гигантов в области искусственного интеллекта или обработки данных. То есть мы отдаем [в руки корпораций] контроль над нашим будущим.
Об анонимности: больше свободы – больше пользы
– Я за свободный рынок для всех. У меня вопрос, зачем они это делают: чтобы контролировать вас или улучшать безопасность? Они думают, что, контролируя вас, они улучшают безопасность, но такой подход ничего не изменит.Моя страна, Франция, тоже делает это: данные помещаются в «черные ящики», чтобы алгоритмы проверяли, хороши вы или плохи. Вот только это ничего не изменило, сотни человек погибли в террористических атаках.
У вас не получится контролировать людей, якобы если вы добавите больше защиты и уменьшите их права. Парадокс: чем больше прав и свободы вы дадите людям, тем больше пользы будет. Свобода, а не стены помогут бороться с терроризмом.
Мы не становимся умнее, хотя стоило бы – роботы становятся умнее
О мемах и новых форматах блогов: радио перерождается в аудиоподкастах
– Действительно, вы соберете больше подписчиков, если будете делать короткие простые видео, а не напишете длинную статью. Почему так популярен Snapchat? Люди так устроены, они хотят потреблять информацию здесь и сейчас. И все равно, какая это информация, люди ленивы. Мы не становимся умнее, хотя стоило бы – роботы становятся умнее.То же самое происходит во Франции, да и во всем мире. Люди хотят быть знаменитыми, зарабатывать много денег и жить лучше. Инструменты бывают разные: плохие и хорошие. Гораздо проще кривляться перед камерой, чем делать что-то вдумчивое. Люди ленивы и выбирают самый простой способ. Но не всегда он лучший. Видео – замечательная технология, которая развивается. И вопрос снова в том, для чего вы используете эту технологию. Это современный миф об Икаре, который хотел летать. Проблема в цели, которую человек хочет достичь быстро и просто.
Нужно вернуться к чему-то более серьезному. Ум должен быть сексуальным.
При этом происходит интересное: возвращаются аудиоподкасты. У некоторых аудитория в пять миллионов человек (Бони имеет в виду один из самых популярных подкастов Serial – Ред.) Люди снова будто слушают радио, только в интернете. Можно записать интервью или наговорить целую статью, и аудитория найдется – в пробках, самолетах, поездах.
Об опасности технологий: худшие сценарии могут сбыться
– Безумие в том, что могут сбыться все самые худшие прогнозы. Оглядитесь на мир, в котором мы живем.В одном из эпизодов сериала «Черное зеркало» была девушка, жизнь которой зависела от рейтинга в соцсети. Uber делает то же самое. От рейтинга зависит, получите ли вы доступ к услугам.
Чтобы произошли все самые худшие сценарии, нужно лишь время и участие нескольких не самых лучших людей. Варианты развития событий перед нами. Еще есть время, чтобы делать что-то внушительное.
Поэтому я стараюсь менять мышление людей, чтобы изменить мир. Деньги и бизнес – это не самое важное, нужно дать людям образование и шанс развиваться. Google создает компании, чтобы бороться со смертельными болезнями. Это не про бизнес, это для людей.
ABOUT THE SPEAKER
Жан-Кристоф Бони
Футуролог, писатель и блогер; путешественник и кандидат наук; директор агентства интеграции новых технологий Oxymore Inc.