Татьяна Бывальцева – клинический психолог, работала полиграфологом в МВД и Главном следственном управлении. Участвует в подготовке полиграфологов оперативного подразделения МВД России. С 2016 и по настоящее время — начальник Управления специальных проверок АО "ОМК". Соавтор пособия "Единые требования к порядку проведения ПФИ с использованием полиграфа"
Биография
Старший эксперт-полиграфолог Следственного комитета, соавтор «Единых требований к порядку проведения психофизиологических исследований с использованием полиграфа»
Темы выступлений / компетенции
Лекция про ложь.
в которой ответят на вопросы,такие как:
•почему родители учат, что говорить неправду плохо, но сами обманывают?
•Как распознать ложь?
•Как врать профессионально и нужно ли?
• Бывает ли ложь во благо?
•Что такое обман для современного человека?
Ложь – это обман, обман – это неправда, неправда – это неискренность и т. д.
Достижения
Татьяна Бывальцева в течение 20 лет ежедневно разбирается с тем, верить или нет словам и поведению человека.
Важные факты
Какая бывает ложь?
1. Добросовестное заблуждение, когда человек может сообщать недостоверную информацию, но искренне верит, что она верна.
2. Сокрытие информации – самый доступный способ. Ложь – это действие, а сокрытие – это бездействие, а это всегда проще (с точки зрения даже физиологии). Именно умалчивание для полиграфологов – самый затруднительный вариант.
Критериями лжи являются: страх, выгода и патология. Возьмем два первых.
Почему человек лжет?
1. Страх. Проблема лжи может корениться в детстве: страх сказать правду, иначе родители начнут ругать; страх ребенка, что его не поймут, разочаруются в нем.
Родитель, желающий вырастить порядочного человека, говорит ребенку: «никогда не лги», «нельзя обманывать». Но что видит ребенок? Что взрослые не всегда говорят в их присутствии правду, а их наказывают, в том числе и за правду (например, съел конфету, не сделал домашнее задание). Какая возникает связка? Я говорю правду – получаю за это наказание. Тогда зачем говорить правду? Ребенок усваивает, что правда не очень нужна. И в дальнейшем этот механизм, взаимодействуя с миром, просто совершенствуется.
2. Выгода. Эта причина появляется с детства. Ребенок когда-то обманул родителя и получил конфету: вырабатывается механизм: человек что-то приукрасит, это оценят, и он получит себе взамен что-то хорошее. Хотя такое поведение возникает в детстве, эта схема может сохраниться на всю жизнь. Что с этим делать?
Как пишут психологи, основа взаимоотношений с детьми – честность. Детям нужно объяснять, что правда не всегда нужна. Также должен быть человек (родитель), которому ребенок может рассказать все. Также важно решать проблемы ребенка без наказания.
Где появляется ложь?
1) в отношениях родителей и детей
2) в межличностных отношениях
3) в рабочих/деловых отношениях.
Но
Иногда ложь – единственно возможное адекватное поведение – действие, которое наиболее соответствуют обстоятельствам и помогает решить задачи.
Важно помнить, что если человек лжет, это не значит, что он – плохой человек.
Работа полиграфолога как раз приучает отделять действия человека от него самого. Да, человек лжет, но он при этом решает свои задачи.
Что нужно делать, чтобы определить ложь?
методы:
Инструментальные
• полиграф – фиксация физиологических процессов;
• айтрекер – устройство, определяющее направление взгляда человека;
• термограф – устройство для выявления изменений температуры тела при лжи;
• голосовой анализатор.
Безынструментальные
• анализ речи (как человек рассказывает про определенные события);
• невербальные проявления (вегетативные, пантомима, мимика, жесты).
Зафиксировать изменения – мало, важно понимать причину лжи. Иногда человек ведет себя, как будто врет, но на самом деле нет. И для этого проверка на полиграфе бывает очень кстати.Татьяна Бывальцева в течение 20 лет ежедневно разбирается с тем, верить или нет словам и поведению человека.
Избранные публикации
Соавтор пособия "Единые требования к порядку проведения ПФИ с использованием полиграфа"