Дизайн-мышление в бизнесе (Design Thinking). Методология и сферы применения.
Дизайн-мышление — это базовая методология разработки инновационных продуктов и сервисов, основанная на изучении клиентского опыта (пользовательского опыта) и применении итерационных методов разработки с помощью тестирования гипотез на основе создания прототипов.
Методы дизайн-мышления лежат в основе любого клиентоцентричного подхода. Сервис-дизайн, CustDev, Jobs-To-Be-Done, Agile… — все они в своей основе опираются на принципы, описанные в Дизайн-мышлении еще в 90-е годы XX века. В ходе лекций и мастер-классов слушатели осваивают основные принципы работы по этой методике и учатся применять их в повседневной деятельности.
Клиентоцентричный бизнес и современные бизнес-модели.
Современные технологии, основанные на цифровых решениях, позволяют делать две вещи, которые еще 30 лет назад были бизнесу недоступны.
Первое — мы стали лучше понимать своих клиентов. За счет активного использования интернета нам стало легче изучать опыт пользователей нашего продукта, вступать с ними в контакт, получать мгновенную обратную связь. По этой причине мы стали лучше понимать, какое предложение в данный момент будет наилучшим для нашего клиента.
Второе — технологии производства стали гибкими, мелкосерийными, быстро-перестраиваемыми. Это тоже произошло вследствие бурного развития цифровых технологий.
В результате появился клиентоцентричный подход ведения бизнеса, который на практике проявляется в нашей способности понимать актуальный запрос клиента и способности максимально быстро и точно удовлетворить этот запрос в моменте его возникновения.
Слушатели узнают чем будут отличаться друг от друга все компании в ближайшем будущем; как они разделят рынок; кто будет лидером, а кто аутсайдером; как построить клиентоцентричную бизнес-модель.
Инновационное мышление. Методы работы с инновациями.
Инновация — это новшество, с помощью которого удалось существенно повысить эффективность процесса или качественно улучшить продукт.
Очень часто инновации воспринимают только как внедрение цифровых решений или новых производственных технологий. Но это не так. Инновации могут быть организационные, социальные. Они могут быть в области использования новых источников сырья или выхода на новый сегмент рынка. Одним словом, это любые изменения значительно повышающие эффективность.
Можно ли управлять процессом поиска инновационных решений? Или это дело одаренных людей типа Стива Джобса или Илона Маска, а остальные должны надеяться на удачу?
Конечно, существует целый набор принципов, методик и подходов, которые абсолютно осознанно используются при поиске инновационных решений. Из лекций и мастер-классов слушатели узнают какие именно принципы использовать, как они проявляются в разных методологических подходах.
Развитие креативного и латерального мышления для решения бизнес-задач.
На протяжении многих десятилетий людей интересует вопрос: способность быть креативным — это врожденное качество? Или это способность, которую можно развивать?
В процессе экспериментов в лаборатории Массачусетского университета, ученые пришли к выводу, что главной отличительной чертой людей творческих профессий является их способность переноситься в своем воображении максимально далеко от реальности, в которой они находятся.
Это открытие дает нам подсказку и необходимые критерии для выбора инструментов, которые позволят людям обычных профессий стать более креативными и научиться более творчески мыслить.
Мы разберем с вами такие методы креативного мышления как: латеральное мышление Де Боно; использование принципа эмпатии; применение метафорических аллегорий; использование различных символических систем. Конечно мы обсудим ТРИЗ и Дизайн-мышление.
Как строить работу команды в условиях неопределенности.
Знаменитую Диаграмму Ганта (еще известную как метод управления проектами Waterfall) придумал в 1910 году американский консультант Генри Лоренс Гант. Этот метод управления идеально подходит для ситуаций, когда производственный процесс годами не изменяется. Например, для управления доменной печью. Но как только один из элементов процесса изменил свою длительность, или части процесса необходимо поменять местами, или изменилась ситуация в целом, использование такого замечательного и предсказуемого инструмента планирования становится не просто невозможным, но еще и опасным для бизнеса.
Эту ситуацию осознали и начали искать решение уже в конце 90-х годов ХХ века. Первыми начали искать новый способ управления проектами специалисты из ИТ сферы. Именно в этой среде зародился подход гибкого управления проектами, который в начале 2000-х стал известен под названием Agile.
Слушатели узнают: какие еще принципы управления проектами и командой в условиях неопределенности существуют помимо описанных в Agile-подходе; Какие приемы используют в других методиках гибкой разработки продуктов и управления проектами; Какие общие принципы их объединяют и как это применить для организации работы в их конкретной компании.
Цифровое здоровье сотрудников и бизнеса.
Цифровое здоровье. Это термин, который еще до конца не осмыслен. Если вы попробуете найти информацию о влиянии цифровых технологий на здоровье людей, то вы найдете очень мало конкретных данных и рекомендаций. Большая часть научных статей будет всего лишь постановкой вопроса по столь мало изученной теме. А остальная часть ссылок будет вообще касаться вопросов применения цифровых технологий в медицине.
И все-таки. Давайте разбираться, о каком здоровье идет речь. Уже достаточно хорошо изучено влияние гаджетов на зрение, слух и осанку. Немного меньше, но тоже достаточно глубоко проработаны вопросы влияния цифры на психику, что проявляется в виде фобий и зависимостей. Совсем мало понимания, как это влияет диджитал на наши когнитивные способности. И почти совсем не осмыслены социальные процессы, которые происходят в обществе и внутри компаний.
Настало время обсудить такие темы как:
-
Физическое, психическое и социальное здоровье;
-
Влияние цифровых форматов работы на выгорание и когнитивные способности;
-
Стирание границ между семьей и работой;
-
Цифровые психические эпидемии;
-
Влияние мессенджеров на качество управления;
- Воспитание детей и проблема «Цифровых Маугли».
Обсудим, как это все связано и как избежать малоосознаваемых, но вполне реальных рисков на работе и в жизни.
Конструирование смыслов и методы управления поведением других людей в маркетинге, менеджменте и коммуникациях.
Развитие интернета, цифровых технологий и усилившаяся всвязи с этим конкуренция привели нас к тому, что мы в бизнесе уже давно имеем дело не с Потребителем, а с Выбирателем.
Каждый человек, прежде чем совершить покупку, заходит в интернет и проводит там свое маленькое маркетинговое исследование. Он выбирает, что купить и у кого купить. Сегодня бизнесу мало понимать потребности клиента (на самом деле вы их прекрасно знаете, и ваши конкуренты тоже). Главный вопрос заключается в том, сможете ли вы повлиять на то, кого выберет покупатель: вас или конкурента?
Для того чтобы сегодня быть успешным в бизнесе, нужно уметь влиять на поведение выбора ваших клиентов. А для этого нужно понимать, как люди что-то выбирают и как принимают решения.
Чтобы в этом разобраться и научиться применять в своей деятельности, мы разберем модели принятия решения, описанные в таких дисциплинах как:
Обсудим, как работает управление поведением выбора в маркетинге, менеджменте и коммуникациях.
Что важнее: «Извлекать прибыль» или «Увеличивать гудвилл»? О чем не задумываются 90% предпринимателей и как это влияет на бизнес.
В уставе всех коммерческих предприятий написано: «Предприятие создано с целью извлечения прибыли…». Многие предприниматели искренне считают, что их главная задача при ведении бизнеса — извлекать прибыль. При этом, предприниматели забывают, что они являются владельцами капитала, который в той или иной форме вложен ими в свой бизнес.
Чтобы быть успешными в бизнесе важно понимать, что максимизация извлекаемой прибыли может очень отрицательно сказаться на объеме капитала, которым владеют акционеры. И наоборот, если сосредоточиться на задаче формирования такой составляющей капитала, как гудвилл, это автоматически ведет к возможности извлекать экстраординарную прибыль на вложенный капитал.
Мы на конкретных примерах крупных компаний, таких как Boeing, Theranos и других, разберемся как работают эти механизмы, а затем детально, по пунктам, сформулируем принципы, которые позволят нам наращивать собственный гудвилл, а вместе с ним — капитал и прибыль.
Также спикер проводит стратегические сессии:
Дизайн-сессия
Используется для поиска нестандартных решений. Работа происходит в кросс-функциональных командах с использованием методики «Дизайн-мышление». Группа проходит через этапы: «Постановка задачи»; «Лучшие практики»; «Индукция»; «Встаем в тапки пользователя»; «Фантастический сценарий»; «Генерация идей»; «Прототипирование и тестирование»; «Дорожная карта». Такой вариант работы хорошо подходит для быстрой проверки гипотез и их верификации.
Сессия «Стратегия развития команды»
Используется для планирования изменений в команде для реализации стоящих вызовов.
Группа проходит через этапы: «Какие вызовы стоят перед нами, как перед командой?»; «Какое стратегическое намерение мы перед собой ставим?»; «Что нам может помешать?»; «Оцениваем, насколько мы являемся той успешной командой, которая может реализовать задуманное»; «Что нам нужно изменить в своей команде?»; «Какие стратегические инициативы мы должны запустить?»; «Какие стратегические проекты мы должны реализовать?»; «Распределяемся по проектам»; «Дорожная карта».
CJM-workshop
CJM (customer journey map) – карта пути пользователя. Данный вид стратегической сессии может использоваться для анализа существующих продуктов и бизнес-процессов, связанных с обслуживанием клиентов компании. В результате сессии команда строит персоны клиентов, описывает их взаимодействие с компанией с помощью таких инструментов, как CJM и Service Blueprint, а затем анализирует зоны возможных улучшений сервиса и клиентского опыта.