– Я могу вам сказать то, что детям каждый раз советую.
Понимаете, балет, наверное, самый условный из всех видов театрального действа. Потому мы не должны забывать, что в XIX веке публика, которая приходила на балетные спектакли, была очень хорошо образована. Она великолепно знала то, о чем идет речь на сцене. И не надо было никому писать, например, почему у Сильфиды павлинье перо на крылышке – потому что это оккультный знак и так далее. И таких маленьких нюансов было миллион. И сегодня, когда мы исполняем эти спектакли, во-первых, артисты должны это прекрасно понимать.
Все знают мой придирчивый характер к образованию, особенно к знаниям литературы. Когда я со своими учениками стал постоянно беседовать о том, что они читают, на что они ориентируются, то я понял, что они никогда не читали «Мифы и сказки Древней Греции», что они представления об этом даже не имеют.
Понимаете, быть артистом балета, не зная это наизусть – невозможно. Мало того, что я их заставил это прочитать, я им делал специальные экскурсии в Эрмитаже, направленные только на то, что касалось скульптуры, что касалось живописи именно на эту тему. Потому что все это встречается в балете.
Весь ужас заключается в том, что зритель, приходящий сегодня на балет, он не должен и очень часто не имеет возможности и желания прочитать программку, хотя в главных театрах страны издаются очень хорошие буклеты и там можно все найти. Но для того чтобы просто понять, о чем идет речь в балете "Жизель", почему есть первый акт, почему есть второй акт – надо быть подготовленным, надо просто знать, откуда этот миф.
Я как танцовщик всю свою жизнь противостоял бездумному нахождению на сцене. И я как человек, который готовит артистов – категорический противник дивертисмента, без понимания, для чего.
Мы, конечно, делаем дивертисменты, но я каждый раз пытаюсь заставить тех, с кем работаю, понять, что они исполняют и зачем они это исполняют.
ABOUT THE SPEAKER
Николай Цискаридзе
Российский артист балета и педагог, солист балета Большого театра