Юлиана Слащева. Интервью о «Союзмультфильме».

Юлиана Слащёва
Юлиана Слащева. Интервью о «Союзмультфильме».

Председатель правления «Союзмультфильма» Юлиана Слащева в интервью РБК рассказала о борьбе за права на «золотую коллекцию», диверсификацию источников дохода студии и почему попугай Кеша превратится в стендапера.

Успенский много лет получал огромные доходы в обход студии

Недавно «Союзмультфильм» показал первые серии новых приключений героев из Простоквашино. Но активное общественное обсуждение вызвал не только сам мультфильм, но и конфликты вокруг него. В частности, с автором оригинальных историй о героях из Простоквашино — Эдуардом Успенским: он обвиняет киностудию в нарушении авторских прав «в особо крупном размере». Почему было нельзя договориться с известным писателем?

«Союзмультфильм» очень долгое время был слабым, разбазаривал права на своих персонажей направо и налево, часто за копейки. И первое, чем мы начали заниматься, когда пришли на киностудию в феврале 2017-го, это возвращать права. Именно поэтому вокруг «Союзмультфильма» так много конфликтов. Это неизбежный процесс, так как те, кто зарабатывал много лет на этих правах, не могут быть довольны нашими действиями.

Что касается наших взаимоотношений с Эдуардом Николаевичем Успенским, то со своей стороны мы сделали все возможное, чтобы избежать споров с ним, тем более публичных. Уже сейчас мы выплачиваем Эдуарду Николаевичу авторское вознаграждение от лицензионных доходов по проекту «Возвращение в Простоквашино». В этом году, в частности, заплатили 5,7 млн руб., заплатим еще 3 млн в следующем году. Киностудия также предложила Успенскому выкупить у него за 5 млн руб. права на десять коротких историй из цикла «Простоквашино», а это довольно большая сумма. Для сравнения, в среднем мы платим сценаристам от 50 тыс. до 150 тыс. руб. за одну серию.

Кроме того, мы попытались в досудебном порядке решить с его юристами вопрос об отчуждении в пользу киностудии товарных знаков, относящихся к «Простоквашино», в обмен на вознаграждение в размере 4% от всех доходов по проекту. Но они требуют с «Союзмультфильма» 150 млн руб., и это какая-то беспрецедентная история. Студия в принципе не в состоянии заплатить писателю подобную сумму.

На чем базируются эти расчеты?

За то, чтобы, как считают юристы Успенского, «Союзмультфильм» имел возможность снимать продолжение «Простоквашино». Плюс в рамках этой суммы нам было предложено выкупить товарные знаки, связанные с персонажами «золотой коллекции» киностудии, которые зарегистрированы на компанию Успенского (на ООО «Чебурашка», по данным СПАРК, оформлено 15 товарных знаков — «Простоквашино», «Дядя Федор», «Почтальон Печкин», «Чебурашка», «Кот Матроскин», «Крокодил Гена» и др. — РБК). Зарегистрировав на свою компанию эти товарные знаки, Успенский много лет получал огромные доходы в обход студии. При этом получал только он, а не художники, имевшие прямое отношение к созданию данных персонажей. Мы боремся за возврат, отстаивая не только интересы студии, но и других авторов и художников.

Но все аудиовизуальные права на героев «золотой коллекции» были и есть собственность «Союзмультфильма», а значит, государства. А мы их должны за государственные деньги у кого-то выкупать? Даже если бы у нас были эти 150 млн руб., мы не смогли бы пойти на это, так как нас бы сразу обвинили в нецелевом расходовании бюджетных средств.

Чем известен «Союзмультфильм»

«Союзмультфильм» — советская и российская государственная киностудия мультипликационных фильмов, была создана 10 июня 1936 года.

В 2004 году «Союзмультфильм» был преобразован в федеральное государственное унитарное предприятие «Творческое производственное объединение «Киностудия «Союзмультфильм».

За время существования киностудии выпущено более 1,5 тыс. мультфильмов в разных жанрах и художественных техниках: кукольной, пластилиновой и рисованной. В том числе анимационные фильмы «золотой коллекции», относящиеся к периоду 1945–1991 годов. В частности, мультфильмы «Снежная королева», «Ежик в тумане», «Жил-был пес», «Трое из Простоквашино», «Крокодил Гена», «Чебурашка» и др.

Есть ли у вас какие-то расчеты или анализ того, насколько востребована «золотая коллекция» у сегодняшних юных зрителей? В условиях поиска диалога с подрастающим поколением насколько адекватны для этой аудитории советские герои, их мотивации и характеры? Может быть, было бы дешевле «золотую коллекцию» просто оставить как «памятник культуры», но производить уже что-то совершенно новое?

Конечно, мы постоянно анализируем востребованность наших мультфильмов через несколько инструментов: мы видим большой интерес к «золотой коллекции» в сети интернет и на телеканалах, а также ориентируемся на результаты опросов и исследований. Так вот, они показывают, что у современных детей герои «золотой коллекции» входят в десять самых востребованных и любимых персонажей. Однако мы понимаем, что для того, чтобы продолжать активно монетизировать наши легендарные мультфильмы и их героев, им нужно дать новую жизнь. Некоторые проекты, как в случае с «Простоквашино», получат продолжение.


слащева статья2.jpg

К примеру, сейчас мы делаем пилотный эпизод продолжения анимационного сериала про попугая Кешу. И если он получится, запустим в производство сериал, а потом и полнометражный фильм. Развернутый синопсис сценария для полного метра у нас уже есть, он написан автором всех произведений про Кешу Александром Курляндским. Мы актуализируем этого персонажа: есть одна из идей сделать из Кеши современного стендапера. Он же, по сути, всегда таким и был.

Кроме этого, у нас есть много планов по использованию наших персонажей в других форматах. До конца года мы сделаем 3D-модели наших самых популярных персонажей и выпустим с ними стикеры, видеоигры, квесты и другой обучающий и развивающий контент.

Год назад здесь нечего было приватизировать

«Союзмультфильм» включен в прогнозный план приватизации на 2017–2019 годы. Стоит ли ожидать в ближайшее время перехода киностудии в частную собственность?

Мне такую установку никто не давал. Ни раньше, ни сейчас. Честно скажу, еще год назад здесь нечего было приватизировать. Здание «Союзмультфильма» на ул. Академика Королева ему не принадлежит. Это собственность государства, которая находится в нашем хозяйственном ведении. Что было приватизировать? «Золотую коллекцию» киностудии, стоимость которой с каждым годом снижается, потому что контент устаревает? Я думаю, что в том числе поэтому вопрос о приватизации «Союзмультфильма» пока не поднимался, что, конечно, ничего не исключает. И если, например, в сентябре поступит задача начать подготовку к приватизации, мы запустим процесс. Сейчас хоть есть что приватизировать, а еще через год мы и вовсе будем привлекательны для инвесторов.

Согласно последним доступным данным за 2016 год «Союзмультфильм» получил чистый убыток в размере 13,5 млн руб. С какими показателями вы завершили 2017-й и в какой временной перспективе вам поставлена задача выйти на прибыль?

Прошлый год мы закончили с небольшой прибылью. В данный момент идет годовая проверка Минкультуры, поэтому раскрыть финансовые показатели до ее окончания мы не можем. В 2017 году мы получили 30% от суммы контракта с французской компанией Danone (по данным «Коммерсанта», условия договора предполагают, что Danone выплатит киностудии 500 млн руб. в течение четырех лет, 300 млн руб. из которых должно быть направлено на съемки продолжения мультфильма «Простоквашино», 200 млн руб. — лицензионные платежи за использование образов этого мультфильма. — РБК). Часть этих денег мы вложили в производство новых серий «Простоквашино», а также другие новые проекты. Максимум через три года «Союзмультфильм» сможет функционировать без госсубсидий.

Как выглядит структура доходов «Союзмультфильма»?

Сейчас основную часть выручки — 80% — формируют лицензионные сборы, еще 20% — реализация медийных прав на «золотую коллекцию». Интернет-права юридически уже возвращены киностудии. До этого они принадлежали Госфильмофонду, который поручил управлять ими сторонней коммерческой компании «Твин СП». Мы начали борьбу за интернет-права год назад, так как уверены, что доход от их продажи должен составлять не 5,5 млн руб., которые получала киностудия, а существенно больше. После того как мы начали бороться, нам увеличили выплату в два раза — до 11 млн руб. по итогам 2017 года.


слащева статья3.jpg

По нашим оценкам, интернет-права должны приносить «Союзмультфильму» как минимум в пять раз больше. Эта сумма взята не с потолка. Мы обошли все интернет-площадки, с которыми сейчас заключены контракты, и поняли, кто из них сколько платит. К 1 января 2019 года все ранее заключенные контракты с интернет-платформами закончатся, мы начнем продавать их сами.

Один к трем — это хорошая результативность в анимации

Помимо «Простоквашино» и продолжения сериала про Кешу над какими-то еще проектами «Союзмультфильм» сейчас работает?

У нас в производстве сейчас находится семь проектов. Продолжение «Простоквашино» — только один из них. Также есть проекты для дошкольников, в частности образовательный сериал «Циферки», выполненный в жанре пластилиновой анимации, его аудитория — дети двух-трех лет. Мультсериал «Оранжевая корова» — для детей постарше, образы которого, как мы считаем, имеют хороший потенциал для лицензирования. На этот же возраст — четыре-шесть лет — рассчитаны наш музыкальный сериал «Зебра в клеточку» и приключенческий многосерийный мультфильм «Капитан Кракен и его команда».

Школьникам будет интересен наш сериал «Богатырята» — это наш первый проект, выполненный в технике 3D. На эту же возрастную аудиторию рассчитаны еще два наших проекта — приключенческий комедийный сериал «Пиратская школа» и сериал «Петя и волк».

Минкультуры через субсидии покрывает до 60% расходов на производство. Остальные деньги мы должны искать на рынке сами.

Каким образом?

Привлекать инвесторов. Мы уже ведем переговоры с несколькими инвестиционными фондами. Но получать инвестиционные деньги можно тогда, когда у тебя сделаны первые серии и ты можешь показать инвестору «портфель проектов». Потому что даже моего ресурса и репутации не хватает, чтобы прийти и под бумажную презентацию получить деньги. Если говорить о сериальной анимации, то оптимально привлекать инвестора в пул проектов, состоящий из десяти проектов. Тогда вы сможете гарантировать ему, что три из этих десяти у вас «взлетит». Один к трем — это хорошая результативность в анимации.

Также планируем выпускать коммерческую анимацию, то есть мультфильмы на заказ. За что меня, конечно, раскритикуют наши заслуженные мультипликаторы.

Как это будет выглядеть? Придет к вам условный «Газпром» и скажет: «Снимите мультфильм про наше национальное достояние»?

Не в буквальном смысле «коммерческая анимация», конечно. У нас сегодня есть два коммерческих заказа, которые мы обсуждаем с социальными фондами крупных компаний. Оба мультфильма — это социальные проекты этих компаний, они посвящены инклюзивному детскому образованию и уважению к старости.

Нам придется брать коммерческий заказ, так как те проекты, которые мы сейчас запустили в производство, начнут приносить доход только через три года. Первой задачей, которую я должна была решить, когда пришла в «Союзмультфильм», это вывести киностудию из кризиса. Считаю, что это сделано.


слащева статья4.jpg

Вторая задача — это не только сохранить, но и развивать школу авторской анимации. Раньше авторская анимация снималась только на деньги Минкультуры. И сколько министерство выделило, в этот бюджет и надо было укладываться. Это колоссально сложно. Те, кто смог за 220 тыс. руб. за минуту сделать хорошую авторскую короткометражку, это практически боги. Они точно останутся с нами надолго, их надо вести дальше, давать им еще возможность снимать авторское кино, потом еще авторское, а потом попробовать поставить их на тот сериал, на который они сами захотят прийти.

Коммерческие заказы — это то, что даст нам возможность финансировать в том числе авторскую анимацию и сохранить ее.​

Получить статус федерального технопарка мы пока не можем​​​​

По итогам встречи с российскими мультипликаторами в мае 2017 года Владимир Путин дал поручение правительству до февраля 2018 года создать в Москве на базе «Союзмультфильма» анимационный технопарк. Что в итоге сделано?

Технически с нашей стороны все готово. Надеемся, что уже в ближайшее время мы станем московским технопарком, решение об этом должно быть принято до конца мая. Для этого нам потребовалось получить ряд согласований. Речь идет о том, что мы как ФГУП можем сдавать в аренду помещения только через аукцион и по рыночной ставке. Для целей технопарка мы получили согласование от Росимущества предоставлять помещения в аренду по нижней ценовой границе, но только для профильных арендаторов, коими являются анимационные студии. Часть помещений будет в коллективном пользовании и устроена по принципу коворкинга.

Получить статус федерального технопарка «Союзмультфильм» не может до тех пор, пока не будут приняты поправки в закон «Об инновационном центре «Сколково», предполагающие экстерриториальность.

Есть ли интерес со стороны студий становиться резидентами вашего технопарка? Аниматоры интересуются, кому будут принадлежать права на продукт, созданный в технопарке, — «Союзмультфильму» или самой компании?

Я предполагаю, что будут существовать два типа резидентов. Те, кто не имеет возможности самостоятельно реализовать проект и захочет это сделать в копродакшене с нами либо отдаст проект нам, а сам станет подрядчиком, — то в этом случае часть прав будет принадлежать «Союзмультфильму». Потому что мы же им предлагаем не просто помещение на льготных условиях и налоговые преференции, которые дает статус резидента технопарка. Мы вкладываемся в проект своими финансовыми ресурсами или привлекаем инвесторов, а также оказываем им маркетинговые, юридические, лицензионные и другие услуги. Логично, что мы можем за это претендовать на часть прав произведенного совместными усилиями продукта. Второй вариант — это студии, которые, получив статус резидента, будут работать совершенно самостоятельно. Тогда вполне естественно, что мы ни на что претендовать не будем.

В начале этого года киностудией была принята ​пятилетняя стратегия развития — до 2023 года. Что она в себя включает?

Поскольку лицензионная деятельность является для «Союзмультфильма» сегодня основным источником дохода, большая часть в нашей стратегии отведена работе в этом направлении. Уже в этом году мы планируем удвоить доходы от лицензионных продаж «золотой коллекции», а дальше развивать лицензии на новых персонажей и новые мультфильмы.

Когда я пришла на киностудию, у нее было заключено порядка 300 лицензионных договоров. Я подумала: «Ничего себе, мы интересны такому большому количеству лицензиатов! Почему же киностудия так мало на этом зарабатывает?» Но денег не хватало ни на что, кассовый разрыв «Союзмультфильма» на февраль 2017 года составлял более 20 млн руб. Оказалось, что в 90% случаев лицензионные контракты были невыгодны студии и потребовали пересмотра условий, в том числе через суд.

Кроме того, куда бы я ни пришла, я всегда смотрю на то, какие дополнительные источники дохода есть. Во-первых, мы собираемся развивать сеть центров «СоюзМультКлуб», первый из которых открылся в здании «Союзмультфильма» в феврале этого года. Это одновременно развлекательный и развивающий центр, работающий по принципу «эдьютейнмент» (обучение в формате игры. — РБК). Обучение в клубе платное, у нас есть уже договоренность с несколькими школами, что они будут привозить сюда на дополнительное обучение своих учеников. Также мы получили предложение об открытии нескольких «СоюзМультКлубов» в Москве с финансированием наших партнеров. Это могут быть коммерческие организации, работающие в основном в ретейле.


слащева статья5.jpg

Во-вторых, это мультимедийные центры «Союзмультфильма». Первый мы планируем открыть в павильоне № 7 ВДНХ уже в следующем году. Этот проект финансируют Минкультуры и правительство Москвы. На нас — его тематизация.

В-третьих, это различные тематически праздники, фестивали и большие городские мероприятия под брендом «Союзмультфильма», которые мы можем делать под ключ. В прошлом году мы уже проводили фестиваль «Союзмультфильма» в Плесе. Сейчас мы находимся в процессе подписания контракта с одним крупным фондом, для которого мы будем организовывать фестиваль «Союзмультфильма» в моногородах. Пока есть договоренность о проведении трех таких мероприятий.

Вы, соучредитель студии «Мельница» Сергей Сельянов и представители других анимационных компаний не раз заявляли о необходимости увеличения госфинансирования отрасли. То есть главная проблема индустрии в том, что она недофинансирована, и если будут деньги — все будет хорошо?

Есть один хороший пример. Все государственное финансирование анимации в России — это порядка 1 млрд руб., или чуть больше $15 млн. Примерно столько стоит в производстве 15 минут мультфильма «Шрек». Хорошо, что Минкультуры поддерживает анимацию, но ее финансирование необходимо увеличить минимум в два раза. Это даст стимул и сигнал частным инвесторам, ведь первое, о чем они нас спрашивают: «А есть ли в проекте государственные деньги?» Если они есть, то шансов дофинансировать проект частными деньгами гораздо больше.

Помимо увеличения финансирования Ассоциация анимационного кино (Слащева в января этого года стала предправления ассоциации. — РБК) направила в правительство свои предложения по развитию индустрии. Мы, в частности, изучили южнокорейскую модель развития. За последние 12 лет Южная Корея совершила прорыв, переместившись с 47-го места на четвертое по уровню развития анимации. Удалось им это благодаря созданию в стране сразу нескольких анимационных технопарков с якорной студией, каждый из которых получал госфинансирование. Это то, что мы сейчас стараемся сделать на базе «Союзмультфильма».
ABOUT THE SPEAKER

Юлиана Слащёва

Председатель правления киностудии «Союзмультфильм», медиа-менеджер, эксперт в области коммуникаций. Экс CEO «СТС Медиа» и «Михайлов и Партнеры».

Другие статьи автора

1 марта

Юлиана Слащева: Cделать анимацию приоритетной для государства отраслью

Юлиана Слащева рассказала о том, как удалось завершить проект полнометражного кукольного фильма «Гофманиада» и о планах развития крупнейшей российской государственной киностудии по производству мультипликационных фильмов.
Юлиана Слащёва

Смотрите так же

31 января

Ричард Флорида: Главное – не технологии, а креативность

Американский экономист Ричард Флорида разработал теорию (на самом деле, многие её считают уже аксиомой), согласно которой для роста экономики и развития бизнеса первостепенно наличие креативных людей.
Ричард Флорида
28 января

Михаил Кучмент: Привлечем инвестиции - будет очередь

Предприниматель 2017 года в России по версии EY О том, как эффективно запускать магазины в Москве и регионах, чем Hoff лучше IKEA и какой путь проделывает российский диван до своего покупателя.
Михаил Кучмент
28 января

Давид Ян: Бизнес-кодекс

Основатель и председатель совета директоров ABBYY Давид Ян рассказал, почему провалить бизнес — лучше, чем пройти курс MBA, с какими партнерами ему точно не по пути и почему от госзаказов лучше держаться подальше.
Давид Ян

Наверх

Cтать спикером