— Хотите почитать «Лауру» — последнюю вещь Владимира Набокова, которую он писал на листочках, карандашом, а после его смерти она долго лежала под запретом? — спросила я у Владимира Машкова.
— Читал уже «Лауру», как только она была опубликована, — быстро ответил актёр.
Мы ехали в одном вагоне бизнес-класса скоростного поезда «Сапсан» из Москвы в Петербург на одно и то же событие — Санкт-Петербургский кинофорум.
— А что читали, когда играли Авраама Шварца в «Матросской тишине», или Гоцмана в «Ликвидации» — представителей гонимого еврейского народа? — продолжаю пытать Владимира.
— Роман «Жизнь и судьба» Василия Гроссмана.
— Этот роман взялся экранизировать режиссёр «Ликвидации» Сергей Урсуляк. Для вас там случайно не нашлось роли?
— Я не очень люблю работать с одними и теми же режиссёрами. В одну и ту же реку дважды не войдёшь.
— А вы сами по собственным ощущениям — больше режиссёр или актёр?
— Я — актер, и точка. Снял два фильма на тему отцовства — «Сирота казанская» и «Папа», потому что хотел высказаться, попросить прощения у своих родителей. Режиссёром была моя мама, но я больше пошел в папу-актёра.
— Вы недавно стали дедушкой, так что тема родных людей, семьи может быть продолжена? Не хотите снять фильм для своей внучки Стефании?
— Всё возможно. Только мне, дедушке, трудно усидеть на одном месте, за монитором, как это необходимо режиссёру. Не могу без движения, скорости...
— Наверное, вы поклонник быстрой езды? На чём передвигаетесь?
— Научился управлять самолётом в фильме «Кандагар», но своего самолёта пока нет. Ещё я машинист с «корочкой» — после фильма «Край» железная дорога выдала удостоверение. А вот на съёмки предпочитаю ездить с водителем — чтобы не отвлекаться от роли.
— Трюки в фильмах вы сами выполняете? Режиссёр Алексей Учитель рассказывал, как однажды во время съёмок вы едва не утонули. А потом, чтобы прийти в себя, вам понадобилась всего-то пара минут.
— Не один же я такой! В Голливуде почти все актёры трюки выполняют сами. И советские артисты почти все обходились без дублеров. Один из самых любимых моих актёров, Евгений Урбанский, жизнь свою отдал, чтобы в фильме «Директор» добиться максимальной правды. Погиб на съёмках. А я, подумаешь, поплавал в холодной воде, ну и что...
— Вы выбираете, на кого равняться, когда готовитесь к той или иной роли?
— Не всегда. Но когда есть, на кого равняться, то почему бы и нет? В «Ликвидации» кое-что перенял у Глеба Жеглова — Владимира Высоцкого.
— Режиссёр «Места встречи изменить нельзя» Станислав Говорухин сказал мне, что в «Ликвидации» вы сыграли лучше Высоцкого. И объяснил, что Владимир Семёнович на тот момент думал совсем о другом, его мысли были далеко-далеко, а вы — целиком со своим Гоцманом, вы в нём, а он — в вас.
— Да, я слышал о таком мнении Станислава Сергеевича, но разделить его не могу.
— Кстати, вы тоже Владимир, как Высоцкий... Влияет ли имя на человека, как думаете?
— Меня по-прежнему все называют Вовкой или Вовой. А Владимиром редко.
— А как вы представляетесь, когда с девушками знакомитесь?
— Просто Володя! Если знакомство в России.
— Трудно русскому актёру покорить Голливуд?
— Ой, трудно! В Голливуде отбор актёров происходит очень подробно, скрупулёзно, на микроскопическом уровне. Я в детстве так червячков рассматривал в микроскоп, как в Голливуде актёров подбирают на роли. Хотя, может, это и правильно.
— Тем не менее вам удалось стать «там» известным.
— Так и напишите: Машков — гений!
— Английский язык выучили сами?
— И французский, и армянский. Ещё бы русский выучить хорошенько, чтобы писать без ошибок. А то порой читаю сценарии, внимательно читаю, а ответить абсолютно грамотным сценаристам иногда боюсь — вдруг ошибку сделаю?
— Вы хотели бы сняться у Никиты Михалкова? Говорят, что Никита Сергеевич не взял Ингеборгу Дапкунайте в продолжение «Утомлённых солнцем» потому, что актриса отказывалась сниматься обнажённой. И Михалков в близком кругу сказал: «Как с Машковым в «Подмосковных вечерах» трахаться, так можно, а мне тут капризы показывает!»
— А кто бы не хотел сниматься у Михалкова, покажите такого человека? Ведь Михалков — у нас один, такого больше нет. Где ещё найти режиссёра, отец которого автор двух гимнов нашей страны, один дед — гениальный художник Кончаловский, а другой — гениальный художник Суриков? Это же наше национальное достояние! А тут ещё мой друг Гармаш всё рассказывает — как весело, да как интересно, да как необычно сниматься у Михалкова.
— Я слышала от Сергея Гармаша рассказ о том, как на съёмках фильма «12» Михалков грозился убить Михаила Ефремова, если тот хотя бы капельку выпьет спиртного. Но Ефремов ответил: «Тогда вас посадят, и никакие связи не помогут!» Вот вы бы так смогли ответить?
— Я — нет. Но я не пью, тем более на съёмках. Когда вышел мой фильм «Папа», Никита Сергеевич его хвалил. И роль хвалил, и вообще.
— Олег Табаков сыграл большую роль в вашей жизни?
— Олег Павлович для меня как отец. И за Табакова я любого загрызу, пусть только посмеют что-то сказать о моём учителе дурного. Если бы не Табаков, то неизвестно, где бы я сейчас был.
— До того как попасть на курс к Табакову, вас исключили за драку из Школы-студии МХАТ. Драка была с Александром Лазаревым-младшим. Когда я вспомнила этот случай во время интервью со Светланой Немоляевой, она сказала: «Откуда вы знаете? Не надо об этом рассказывать. Саша и Машков остались в хороших отношениях».
— Почему журналистам так нравится эта тема — что Машков с кем-то дрался, а потом его выгоняли, но он всё равно выучился? Самое нелюбимое, неинтересное в моей жизни — что в своей мятежной молодости я мог подраться. Много работал над тем, чтобы научиться сдерживать свои эмоции, гнев.
— Отар Иоселиани утверждает, что каждый мужчина должен быть драчуном, и что это достоинство.
— Это не достоинство.
— Табаков не перестает утверждать, что у Владимира Машкова — очень ранимая душа, нежная.
— Как учитель говорит, так и есть. В Школе-студии МХАТ я вообще как губка старался впитывать знания, но не всегда меня правильно понимали. Думали, что я вскочу из-за парты и устрою в аудитории дебош! Видимо, такое у меня было лицо — одержимого безумца.
— Это лицо и темперамент помогли создать образ Рогожина в экранизации романа «Идиот». Владимир Познер рассказывал мне, что согласен с вашим мнением, будто Рогожин — наиболее русский из всех героев классики. И добавил, что вы — тоже очень русский.
— Поэтому я бы не согласился играть Джеймса Бонда.
— А Наполеона? Режиссёр Дмитрий Месхиев снимает фильм «Василиса Кожина» о войне 1812 года. Вы его столько раз самым безжалостным образом разыгрывали, что он с радостью предложил бы вам роль проигравшего и бежавшего из Москвы Наполеона.
— Мне — только Кутузова! Или Барклая де Толли. Лучше выбрить лысину, как у Барклая, чем носить парик! Хотя лысый я такой страшный... Как в фильме «Край». Помню, приехал со съёмочной площадки фильма «Край» и сразу попал на внеочередной съезд кинематографистов. А одна журналистка мне говорит: «Какой же ты страшный! А ещё секс-символ!» Я: «А что такого страшного?» Она мне объясняет: «Посмотри, какие тут холёные мужчины в костюмах — Фёдор Бондарчук, Максим Суханов, Игорь Петренко, Сергей Гармаш»... Ну, я покрутился, огляделся и обратно поехал в Большую Ижору сниматься.
— Газеты пишут, что в Лос-Анджелесе у вас вилла рядом с жилищем Квентина Тарантино.
— Читать подобные статьи так смешно! Ну писали бы хоть под рубрикой: «Уголок фантазий», а то за факты выдают.
— Владимир, поклонницы в любви вам признаются с прежним обожанием?
— В последнее время всё больше мужики подходят за автографами и с просьбой сфотографироваться. И говорят: «Вас так любит моя девушка!». Или: «Вас так любит моя жена!» Вот и приводили бы своих девушек, чтобы они мне это говорили в глаза. Впрочем, все поклонники независимо от пола — это святое.
— Никому не отказываете?
— Никому и никогда.
— А «ВКонтакте» тоже общаетесь с поклонниками?
— Меня нет в социальных сетях. Нет! Давно уже пора понять. Я читать люблю и много всего читаю — и Набокова, и Булгакова, и современных авторов... А вот пишу редко.
— А сейчас что читаете?
— Одна влюблённая в меня журналистка подарила мне книгу Дины Рубиной «Синдром Петрушки», кстати, с автографом писательницы. Пообещал ей, что прочту.
ТОЛЬКО ФАКТЫ
— Владимир Машков вырос в творческой семье: мама — режиссёр театра кукол, отец — актёр этого же театра. Пойти по стопам родителей заставил, как говорит Машков, «генетический состав». Что называется, бытие определило сознание. Постигать азы профессии Владимир начинал в родном городе, но был отчислен из института за драку. Тогда он уехал в Москву и подал документы в ГИТИС, куда его не приняли с приговором: некинематографическая внешность. Студент был «в усах», с длинными волосами (а-ля Михаил Боярский) и с золотой фиксой на переднем зубе, которой невероятно гордился. Читая «Мой дядя самых честных правил», Машков характерно приподнимал уголок рта, как это делали люди, вернувшиеся из мест не столь отдалённых...— Тем не менее Владимир стал студентом школы-студии МХАТ. Буйный нрав студента был причиной того, что и тут его не раз отстраняли от занятий. Впрочем, бунтарь и хулиган был невероятно талантлив. С ним стал заниматься Олег Табаков.
— Роли настоящих мужиков — стопроцентно его. Как-то сразу понятно, что и «в морду даст», если что (и не только по сценарию), и мир спасёт, словом — одним взглядом сражает наповал.
— Первой «выстрелившей» киноработой стала «Лимита» режиссёра Дениса Евстигнеева. А на театральной сцене путевкой в жизнь для будущего секс-символа стала роль... пожилого еврея-алкоголика в спектакле «Матросская тишина», который поставил Олег Табаков. 24-летний Машков играл 70-летнего Авраама Шварца
— Ещё одна работа Машкова-режиссёра — новогодняя романтическая мелодрама «Сирота казанская». Обе работы — отражение души, которая, по словам Олега Табакова, у Машкова нежная и ранимая.
— Настоящая слава обрушилась на актёра после фильма «Вор». Картину прокатали практически по всему миру, от Америки до Японии, и на создателей буквально пролился золотой дождь призов международных кинофестивалей. Даром что герой — вор и преступник, но сила его мужского обаяния так велика, что Машкова номинировали на «Оскара» и «Золотой глобус». И хотя статуэток он не получил, в Голливуде его заметили. Упустить такой шанс было нельзя, и Владимир отправился покорять Фабрику грёз. Роли за океаном были небольшими (в основном, выходцев из Восточной Европы), зато в какой компании довелось играть! Настасья Кински, Дерриел Ханна, Роберт Де Ниро...
— Голливуд не затмил для актёра родной отечественный кинематограф. Несмотря на манящие перспективы, огромные гонорары и передовые технологии. Почему? «Я нашёл для себя формулу: в голливудском фильме есть запланированное чудо, которое должно произойти. Оно заложено в смете. А у нас никогда нельзя предсказать, произойдёт чудо или нет», — объяснил актёр в одном из интервью.
— Событием для зрителей стала роль Давида Гоцмана в сериале «Ликвидация».
— Горячая южная кровь передалась Владимиру Машкову от бабушки-итальянки. И хотя вырос он под другим небом, но генетика дала себя знать. Конечно же, он любимец женщин. Вот только попытки журналистов влезть к Машкову в душу с вопросами про личную жизнь натыкаются на ответ «без комментариев». У актёра за плечами 4 брака и 4 развода, но за все эти годы — никаких развернутых интервью, никаких репортажей. Громких секс-скандалов и сплетен вокруг него тоже нет. Личная жизнь — на то и личная, чтобы не выставлять её напоказ.
— Первая жена: актриса Елена Шевченко (в браке родилась дочь Маша, ныне — известная актриса); второй брак — с актрисой Аленой Хованской; третья супруга — художник по костюмам Ксения Терентьева; четвёртая — актриса Оксана Шелест.
ABOUT THE SPEAKER
Владимир Машков
Советский и российский актёр и режиссёр театра и кино, сценарист, кинопродюсер. Художественный руководитель Театра Олега Табакова. Лауреат премий «Ника», «Золотой орёл», «ТЭФИ». Заслуженный артист Российской Федерации. Народный артист Российской Федерации