Сошедшие с дистанции
Я не люблю вкладываться в недвижимость. Я прекрасно понимаю, что каждый россиянин с молоком матери впитывает мудрость о необходимости «готовиться к черному дню», приобретая квартиры. Это заблуждение было распространено в 1990-2000-х годах из-за того, что цены на недвижимость росли год от года. С этой точки зрения, когда сначала в 2008 году, а затем после 2014 года рост цен замедлился, это стало оздоравливающим фактором для экономики.Проблема «перегретого» рынка недвижимости не является особенностью исключительно российских мегаполисов. Такая же сложная ситуация сложилась повсеместно и в других крупных городах. Несмотря на это, мой прогноз очень прост — следующий экономический кризис разразится в секторе недвижимости. По моему мнению, инвестировать в безучастные стены и квадратные метры — это скучно и не оказывает никакого положительного воздействия на экономику.
Мы все читали о прорывных технологиях и инновациях. В этой связи легко можно вспомнить, что компания Apple изменила индустрию музыки, а Uber внес новое слово в такую услугу, как такси. Однако мы так же легко забываем, что такой подрыв статуса-кво влияет и на инвестиционное планирование. К примеру, я считаю достаточно очевидным фактом то, что в пяти или десятилетней перспективе один из крупнейших секторов промышленности — энергетика — будет выглядеть совершенно иначе, нежели сейчас.
Безусловно, изменения происходят достаточно медленно, но они неизбежны. Стали бы вы сейчас инвестировать свои деньги в те же акции энергетических компаний, что и пять лет назад? Верите ли вы, что нынешние игроки рынка энергетики будут стоить в три раза дороже в 2022 году? Я в этом сомневаюсь.
Тоже самое относится и к банкам. 1 января 2018 года вся Европа с ее 430-миллионным населением получит новое законодательство, по которому банки обязаны будут передавать все данные по своим клиентам в другие банки, если того пожелает сам клиент. То есть в несколько кликов вы можете поменять свой банк без каких-либо хлопот.
На практике это будет означать, что банки, которые всегда доминировали, опираясь на долгосрочное сотрудничество со своими клиентами, получат новых конкурентов. Появится большое число небольших игроков, однако такие ребята, как компания Apple, безусловно тоже захотят однажды стать банком. А криптовалюты и полная диджитализация отрасли еще сильнее заставляют старых игроков меняться. Энергетический и банковский секторы — это всего лишь два очевидных примера. Список грядущих перемен огромен.
Новые фавориты
Так в кого нужно инвестировать в такой ситуации? Достаточно ли нынешние компании «подвижны» и готовы к изменениям или они превратятся в очередной Kodak (бывший гигант фоторынка, который всего за несколько лет потерял свою аудиторию)?Мой совет — иначе воспринимать распределение активов. В моем портфеле 20% сбережений идут на высокотехнологичные стартапы, 40% — в акции крупных компаний, 20% — в инвестиционные фонды, 10% остаются в наличных деньгах, а еще 10% вкладываются в недвижимость. Внутри этих категорий я выделяю 40% средств на Европу, 20% — на Россию, 30% — на Азию и 10% — на США. Это те регионы и секторы, которые, по моему мнению, будут продолжать развиваться и увеличивать свою доходность.
Как консультант экосистемы стартапов я считаю правильным рассказать подробнее о двадцатипроцентной «корзине» высокотехнологичных проектов. По правде говоря, я уверен, что многие читатели улыбнутся, подумав, что только сумасшедшие будут инвестировать в новые компании с высокими рисками. Что ж, возможно, я сумасшедший, но я также не люблю низкую эффективность капиталовложений (2-3%). Моя позиция заключается в инвестировании 20% моих денег на 5-7-летний срок при ожидаемой прибыли в 30-50% ежегодно.
В этом направлении инвестиций я придерживаюсь трех принципов: во-первых, я вкладываюсь исключительно в отрасли, которые могут принести что-то помимо денег. Таким образом, я хочу быть частью управляющей структуры либо команды консультантов, чтобы помочь молодым предпринимателям на их нелегком пути.
Во-вторых, я инвестирую только в те компании, которые обладают потенциалом роста в международном масштабе. Такие компании могут на начальном этапе быть привязаны к какой-то одной локации, однако ими должен двигать энтузиазм, они должны обладать чем-то уникальным, что сделает их успешными за пределами их родного региона.
Третье правило — самое сложное: я выбираю только компании с сильным лидером и культурой лидерства. Звучит проще, чем есть на самом деле. За последние 25 лет я потерял сотни миллионов на тех компаниях, где в плане инноваций все было отлично, а лидер, или владелец, не был способен перейти на новый уровень.
Существуют сотни примеров того, как лидер легко управлялся с компанией из 10 человек, но терял нити управления, когда в его подчинении было уже 100 сотрудников. Я пишу это открыто, потому что именно над этой проблемой стоит задуматься как инвесторам, так и молодым предпринимателям, ищущим финансовой поддержки. Там, где надо улучшить выпускаемый продукт, мы можем это сделать. Там, где надо сделать упор на маркетинговую составляющую, мы просто инвестируем в маркетинг. Однако если предприниматель всего боится и не хочет видеть вокруг себя «молодых львов», то это путь в никуда.
В конце 2017 года фондовые биржи в Нью-Йорке, Пекине, Лондоне и Хельсинки близки к своим историческим максимумам. Маловероятно, что к 2020 году нас ждет удвоение индексов. Финансы и инвестиционные возможности будут распределять по-новому, поэтому мой совет— активно искать эти новые точки роста.
ABOUT THE SPEAKER
Пекка Вильякайнен
Миллионер, основатель финской компании Oy Visual Systems Ltd, венчурный инвестор. Бывший старший советник президента фонда «Сколково»