- В интервью экономическому изданию Handelsblatt вы признались, что ради своей идеи готовы пройти через ад. В онлайн-сфере, отрасли, в которой вы специалист, действительно ли нужно быть готовым к таким жертвам?
- Чтобы добиться успеха, нужно приложить много усилий. Надо найти подход к сотрудникам и коллегам, чтобы мотивировать их к работе, искать новых партнеров и, конечно, средства для финансирования. Предстоит пройти через девять кругов ада, прежде чем идея может быть реализована. В этот период невозможно спать, и времени ни на что, кроме работы, просто нет. Многие не выдерживают стресса и разоряются.
- Вы основали видеопортал Sevenload . com , завоевав себе титул одного из первопроходцев в Сети. Марк Цукерберг, Ларри Пейдж и Сергей Брин - другие "пионеры" эры интернета. А у новых талантов еще есть шансы?
- Интернет воспроизводит все сферы общественной жизни. Поэтому у каждого есть возможность реализовать себя в нем. Кто-то разрабатывает антивирусные программы, другие занимаются интернет-экономикой, кто-то создает неправительственные организации и развивает интернет на общественных началах. Все эти люди для меня - "пионеры". Эра "пионеров" как раз только начинается.
- А как стать востребованным специалистом в этой сфере, настоящим стратегом интернета?
- Первое правило: нужно знать, что вы из себя представляете. Если у вас нет четкой стратегии вашего личного развития, ничего не получится. Второе правило: в том момент, когда вы завершили поиск себя, нужно найти возможность, чтобы заявить о себе. Например, можно завести блог или делиться своими знаниями на разных порталах - Facebook, YouTube, Twitter. Это важно для создания онлайн-репутации. В интернете все чаще будут искать информацию по темам. Например, если кому-то нужен специалист в сфере телевизионных проектов, он набирает запрос и рассматривает первую десятку кандидатов. Чем больше информации вы публикуете, тем больше внимания привлекаете к себе. И этот инструмент доступен каждому.
- Этот инструмент, однако, не позволяет заработать денег…
- Это неправильный подход. Нужно мыслить, как Google, то есть публиковать информацию бесплатно. Конечно, придется инвестировать время, а может даже и средства, но затраты обязательно окупятся. Если вы сможете себя зарекомендовать в определенной области, то интернет проложит вам путь на международные симпозиумы, конференции, куда вас уже будут приглашать как специалиста, знакомого интернет-аудитории. Интернет-технологии помогают получить реальную работу, в этом я убеждался уже не раз.
- Когда вы открывали свою вторую компанию, вы ощутили проблему нехватки квалифицированных кадров?
- Мы и сейчас набираем сотрудников. Но с самого начала мы решили, что будем искать в интернете. Прежде всего социальные сети стали для нас источником для набора новых кадров.
- Эксперты в Германии жалуются на то, что вузы не готовят онлайн-специалистов. Вы как раз относитесь к тем, кто вместо университета предпочел "школу жизни". Может, творческим людям вообще лучше избегать университетских аудиторий?
- Учиться в вузе всегда имеет смысл для того, чтобы приобрести фундаментальные знания. Но пока нет ни одного вуза, который сделает из вас специалиста в сфере интернета. Конечно, выпускники факультетов психологии и философии быстро осваивают социальные сети, так как изучаемые ими предметы объясняют законы, по которым функционирует Web 2.0. Но именно сегодня огромные шансы открываются перед теми, кто хочет сменить профессию. Специализироваться на социальных сетях никогда не поздно. Пробовать и создавать собственные каналы общения - это и есть "университет жизни".
- С развитием интернета появляются и все новые профессии. Какие из них вы считаете самыми перспективными?
- Профессий становится все больше: лоббисты интернета, консультанты по социальным сетям… Но одну группу, пожалуй, можно выделить отдельно. Это так называемые сrowd-manager - люди, которые стараются расширить интернет-аудиторию для той или иной компании. Они реализуют конкретные проекты с участием интернет-пользователей в интересах фирмы. Но в ближайшие пять лет появится много новых профессий.
- Но ведь не всем, кто любит пользоваться интернетом, удается сделать карьеру в этой области. Что нужно для успеха?
- Все очень просто. Нужно найти одну тему, например онлайн-игры, на которой вы хотели бы специализироваться. Если же вы позиционируете себя как эксперт интернета в целом, то вы выступаете в роли "всезнайки". Понятно, что это никому не дано.
- Вы родом из семьи мигрантов, что помогло вам добиться признания в чужой среде?
- Открытость. В наше время важно не замыкаться на своей культуре, надо быть готовым заниматься разными вещами параллельно.
- Какой совет вы могли бы дать студентам из России, которые получают образование в Германии - попробовать сделать карьеру здесь или вернуться на родину?
- Я бы рассматривал оба варианта. Главное - овладеть языками. Без иностранных языков сегодня нельзя добиться успеха. Важно также навести мосты между своей страной и Германией, прощупать билатеральные интересы. Не надо возводить стены, будьте открытыми.
- Первую фирму вы как-то назвали своим "ребенком", но это не помешало вам вскоре "отказаться" от него, продав свой пакет акций. Это тоже некая реальность новой эпохи, когда ключевым словом становятся перемены, а не стабильность?
- Именно так. Когда-то я называл свой продукт "ребенком", теперь для меня это только "продукт". В профессиональной жизни сегодня все постоянно меняется. С каждой новой фирмой вы узнаете новую корпоративную культуру. И в итоге только вы решаете, подходит ли вам данная компания, ассоциируете ли вы себя с этим конкретным работодателем, или вы готовы к переменам.
Мы живем в такое время, когда человек сам может решать, как и куда ему дальше развиваться. Это время самоопределения. Современные интернет-технологии позволяют вам быстро найти новый путь.
- Вам принадлежит высказывание, что тот, кто не понимает интернет, в конце концов, проиграет. Это главный закон креативной экономики?
- Да. Сегодня нужно разбираться в интернете, чтобы позиционировать себя. Поэтому каждый должен непременно использовать эту глобальную информационную систему.