79171502737
79639914950

Александр Петров: Талантливы все, но степень страха высокая

Александр Петров: Талантливы все, но степень страха высокая
За последние пару лет его стало так много, что порой двоится в глазах — чтобы засветиться в стольких проектах, стоило бы поделить себя как минимум надвое: фильмы «Притяжение», «Лед», три части «Гоголя», сериалы «Полицейский с Рублевки» и «Звоните ДиКаприо» — и везде у Петрова главная роль. А еще кассовые спектакли в Театре Ермоловой — «Гамлет» и «Заново родиться». А еще — поэтический сборник и эксперимент, который можно назвать «стихотерапией»: Петров собирает в разных городах несколько тысяч человек, вызывает любого из зала на сцену и просит прочитать что-нибудь вслух. А еще он только что запустил семейный бизнес — открыл мини-отель в родном городе Переславле-Залесском и отдал его в управление сестре. С такой же скоростью не меньшую популярность приобрел разве что другой Александр Петров — тот, что с Русланом Боши­ровым съездил в Солсбери, а потом дал интервью телеканалу Russia Today, став притчей во языцех (сразу родилась очевидная шутка: Петров и Боширов — два выдающихся русских актера). В конце концов, сколько людей с таким популярным именем — Александр Петров — в стране? Миллион? Несколько миллионов?

Мы встречаемся с Сашей в понедельник утром на фермерском рынке «Петровский базар», что на Новорижском шоссе. Он сам предложил там позавтракать, а оттуда мы без пробок доберемся до родного ему Переславля, посмотрим окрестности и переночуем в гостинице под названием «Петров-авеню». (Что там обычно говорят про большое эго?) В простом темном худи, без всяких черных очков он сидит за стойкой на видном месте, перед ним вода, кофе и апельсиновый сок. Что было вчера, история умалчивает.

Сколько сотрудников рынка видят в нем сейчас «полицейского с Рублевки»? На светских мероприятиях, где много народу и Саша Петров пытается проскользнуть через толпу, фраза «можно с вами сфотографироваться?» звучит чаще, чем «здравствуйте». Он никогда не отказывает.

Александр Петров2.jpg


— Это Петров приехал? — спросит один рабочий, как только мы зайдем в отель в Переславле.

— Он, — ответят ему со стойки регистрации.

— А сфотографироваться с ним можно будет?

Петров в это время отлучится в уборную. Вернувшись, он тут же ответит «давайте!» и широко улыбнется. Прохода ему не дают. За время наших встреч и разговоров я привык­ну к подобной просьбе. Но, видимо, желание сбежать из Москвы, чтобы пообщаться спокойно, без лишних фотокамер, станет решающим.

— Водителя на сегодня я отпустил, — говорит Петров, когда мы садимся в его «ауди».

Он сам за рулем, и это похоже на медленное роуд-муви: за два с лишним часа дороги перед нами, постепенно угасая, проходит короткий ноябрьский день, разве что вместо камеры — мой диктофон, пишущий беспрерывно.

— Ты хоть и не спрашивал меня, я расскажу, как съездил в Казань. Я под большим впечатлением!

Из Казани он вернулся вчера, привозил туда свой литературный эксперимент, который называется «Верь в стихи». На стихах он вообще повернут в последнее время — в «Заново родиться» читает свои и Маяковского.

— Перед выступлением я просил казанцев прислать мне стихи на почту, и набралось около 700, представляешь. Люди пришли. И выходили на сцену читать. Одна девушка специально приехала из Самары!

Я открываю свежее видео на YouTube и вижу, как Петров говорит молодой девушке, стоя на сцене, что-то вроде «ты можешь!», «громче!», «не слышу тебя!». А девушка лежит на полу. Она начинает читать, и Петров ложится с ней параллельно, все время повторяя: «Громче, громче!» В какой-то момент он берет бутылку с водой и льет ей на лицо. Девушка читает все резче и не может остановиться. Действие длится минут пятнадцать.

— Это похоже на сеанс Кашпи­ров­ского, — говорю я.

Петров улыбается одними глазами светло-синего цвета — он это умеет.

Что сам он читал при поступлении в ГИТИС, он уже плохо помнит. Он даже не очень готовился.

— Прежде чем навсегда уехать в Москву, я бегал каждое утро по десять километров вдоль озера. Я не заучивал стихи. Я просто держал себя в тонусе.

Он собирался стать политиком или бизнесменом — с товарищем из старших классов что только не делал, чтобы заработать: продавал компьютерные игры, печатал принты на майках. Параллельно ходил в театральную студию. Она и открыла в нем актера. «Она» — это Вероника Алексеевна Иваненко, руководитель студии, что работала при культурном центре «Славич». Так же назывался и градообразующий завод Переславля, когда-то выпускавший кинопленку. Все в мире Петрова связано: теперь он сам снимается в кино и выводит бизнесменов на сцену, чтобы те могли раскрепоститься, наизусть читая Пушкина. Между собой и другими он будто нарочно стирает границы: он такой же, как все, просто самый известный российский актер, по версии большинства киносайтов.

— Я хочу вывести человека из зоны комфорта, — объясняет он. — Талантливы все, только степень страха у многих высокая. Главное -— сколько тебе потребуется времени, чтобы ушла боязнь — людей и самого себя.

В начале моноспектакля «Заново родиться», который он создал сам, Петров читает монолог из «Револьвера» Гая Ричи. Там есть и такие слова: «Можете меня бояться или почитать, только, пожалуйста, не считайте меня таким же, как все. Нас объединяет это пристрастие: мы наркоманы, сидящие на игле одобрения и признания. Мы готовы на все, лишь бы нас похлопали по плечу и подарили золотые часы или прокричали: «Гип-гип, мать его так, ура!» (…) Мы не более чем обезьяны, нацепившие костюмы и страждущие признания». Этот монолог он включал в наушниках, когда садился в вагон метро, уже будучи студентом знаменитого Хейфеца.

Выпускной спектакль курса, на котором учился Петров, увидит Меньшиков и позовет его в Театр Ермоловой, где сам только-только станет худруком. Молодое дарование к тому времени успеет послужить пару месяцев в театре Et Cetera у Калягина, а Волчек встретится с Петровым в «Современнике» почти так же, как Шостакович с Ахматовой в романе Барнса «Шум времени»: «Пригласил он ее к себе в Репино. Она приехала. Он сидел и молчал, она тоже; минут через двадцать она встала и уехала. А впоследствии говорила: «Это было прекрасно».

Александр Петров3.jpg

Мы все еще едем. И соглашаемся друг с другом: бегство в понедельник — роскошь. «Из тебя выходит «москвитин», — шутит Петров. Вдоль дороги появляются храмы — мы едем по Золотому кольцу. И тут он, будто бы в противовес, вспоминает Голливуд.

— Это было год назад: звонит мне Катя, мой незаменимый агент, и захлебывается в эмоциях: «Саша, Саша, ты не представляешь, кто сейчас звонил». Я спрашиваю: «Кто?» — «Саша, я не могу говорить, Саша!» Я прошу: «Кать, скажи кто, Спилберг?» — «Саша, это невероятно!» Выясняется, что ей звонили от Люка Бессона. Чуть позже мы говорили по скайпу с самим Бессоном, и он спросил меня: «Ты согласен?». Я хотел было ответить: «Черт его знает, Люк, ты, конечно, классный мужик, но эта ролюшка слишком маленькая для моего таланта, понимаешь?».

Об этом запрещено было говорить по условиям контракта, но Петров уже снялся в новом фильме Бессона «Анна». В триллере с бюджетом в каких-то 30 миллионов долларов главные роли исполнили Киллиан Мерфи, Хелен Миррен и 26-летняя российская топ-модель Саша Лусс. Дата выхода в прокат пока неизвестна. Петров рассказывает, что подходил к своей роли дотошно и даже достал Люка своими вопросами — стучался в дверь номера, где жил режиссер, и однажды тот сказал ему: «Оставь меня в покое, please». Но они все равно стали товарищами.

— У кого еще из всемирно известных режиссеров ты хотел бы сняться? — задаю я самый банальный вопрос на свете.

— У Скорсезе, — не раздумывая отвечает Петров.

И это не кажется игрой. Одно из главных Сашиных убеждений — «возможно все». Вырвался же он когда-то из городишка, где закат на другой стороне озера настолько фантастический, что ни одно инстаграмное фото не в состоянии передать. И пусть в Переславле нет железной дороги — священнослужители запретили строить тут станцию пару сотен лет назад, чтобы намоленное место не искушала цивилизация. «Если вас что-то не устраивает, звоните ДиКаприо», — говорит в сериале Жоры Крыжовникова герой Александра Петрова. Леонардо ДиКаприо для него ориентир. Он уверен, что рано или поздно встретится с ним на съемочной площадке. Когда он студентом мечтал о кино, представлял себе что-то похожее на фильм «Выживший»: «Камера, и ты пробираешься через это болото весь мокрый, грязный, тебе холодно, но ты думаешь: какой это кайф!» По иронии судьбы он испытает на себе, каково это — прыгать в холодную грязную Москву-реку осенью. И сделает это на съемках одного телесериала категории B вместо актера Марата Башарова, как старательный новичок (Петров и Башаров — два выдающихся русских актера).

Река Трубеж — купаться сюда он приезжал на велосипеде еще мальчишкой — впадает в Плещеево озеро. У самого устья стоит церковь Сорока Мучеников. Если бы не она и не деревянные срубовые домишки рядом, казалось бы, что находишься у какого-нибудь итальянского Комо — полноводность завораживает. Некоторые дома выходят прямо к воде, и у хозяев есть свои маленькие пляжи, а то и небольшие лодки. Как венецианцы, они достают их и ставят на воду — так можно доплыть и до центра города, и до другого берега озера. Оно длинное и широкое, и если смотреть на карту — похоже на гигантское яйцо. Объехать его по периметру невозможно — на противоположном берегу дороги нет, только лес, часть национального парка. Здесь недалеко лежит синий камень, которому поклонялись язычники и который по легенде всегда возвращается на свое место, куда его ни относи и как ни закапывай. Закат растягивается по всей длине озера тонкой полоской и отражается от поверхности воды, которая уже замерзает в такую погоду и покрывается тонкой хрустальной коркой. Неудивительно, что Петров начал писать стихи.

— Ты знаешь, — спрашиваю я, — что люди, родившиеся у воды и на суше, очень разные?

— Я точно это знаю, — отвечает он.

Мы доезжаем до двора-коробки: он окружен четырьмя пятиэтажками по периметру. В одной из них прошло Сашино детство. В этом же дворе он играл с друзьями в футбол:

— Эти два деревца заменяли нам ворота. А из тех окон мама кричала: «Саша, домой!»

Мы делаем круг почета и выезжаем из двора.

— Сколько таких в стране? Мил­лион?

— Несколько миллионов.

Отель имени себя вместе с проверенной командой он строил три года. Ему важно было создать точку комфорта — показать, как может быть в Переславле. Сколько вложил в него, не говорит никому (он вообще не говорит о двух вещах — о деньгах и о личном): «Проект не прибыльный, я не думаю, что он сможет окупиться». Теперь всем занимается его сестра Катя. Саша придумал оборудовать небольшой кинозал в свободном помещении — самое время проверить, не будут ли слышны в соседних номерах фильмы с ДиКаприо. Номеров всего восемь, каждый посвящен какой-нибудь знаковой кинокартине, внутри — соответствующее граффити на стене и мелкие детали в интерьере. Даже внизу, где скоро заработает бар, Олег Меньшиков в образе Костика спрашивает Велюрова: «А не хлопнуть ли нам по рюмашке?»

— Я еще не показывал это Олегу Евгеньевичу: вдруг не понравится — попросит закрасить, — опасается Петров.

Александр Петров4.jpg

Мы выпьем не один бокал вина возле этой стены с граффити из «Покровских ворот», и на ее фоне Петров будет в красках показывать, как ему было нелегко, когда он снимался в фильме «Лед», как комично он передвигался и совсем не мог кататься — он же в прошлом футболист. Все сотрудники и редкие гости отеля будут рыдать от смеха, когда Петров начнет по‑чаплински спотыкаться и падать, держась за стенку рукой, будто он на коньках.

Меньшикова он мог бы назвать вторым отцом, и, кажется, пока побаивается оказаться с ним в одном спектакле — на каждого из них довольно аншлагов по отдельности. В конце концов, у Меньшикова в театре Петров не кто-нибудь, а Гамлет — сдержанная постановка в духе шекспировского «Глобуса» идет уже пять лет, и каждый раз перед спектаклем Петрову нужен минимум час, чтобы повторить текст. Но за кулисами он приветлив, наливает себе черный кофе. Переславль остался уже позади.

— Знаешь, — говорит он, — мне кажется, я больше не буду давать интервью.

— Что-то пошло не так? — спрашиваю я.

— Нет, просто хочется немного замедлиться, остановиться, не пускать всех подряд в свою жизнь. Это касается и СМИ, и проектов, в которых я буду участвовать дальше.

Когда Гамлет выйдет на подмостки в финале, гул затихнет не сразу, а первые женщины, вставшие со своих мест, понесут к сцене не букеты цветов, но свои смартфоны с включенными камерами — чтобы поближе сфотографировать любимого актера. Петров только шире улыбнется.

— Думаю, с Камбербэтчем в Лон­доне каждый раз происходит такая же история, — ухмыльнется он.

Чтобы это проверить, стоило бы звонить Камбербэтчу, но Петрова все устраивает.
ABOUT THE SPEAKER

Александр Петров

Российский актёр театра и кино. В 2017-2018 гг. снялся в 15 самых кассовых российских фильмах.

Другие статьи автора

Смотрите так же

6 февраля

Слава Полунин: Хохот – теперь мое состояние на годы!

Знаменитый клоун Вячеслав Полунин рассказывает о но­вых и старых проек­тах и объясняет, как перестроил свой внутренний механизм на радость
Слава Полунин
6 февраля

Николай Цискаридзе: Как понять балет?

Этот текст прочитают люди, в том числе не очень хорошо понимающие тонкости балетного языка. Мы им посоветуем посмотреть то, что на взгляд Николая, позволит незнающему человеку понять, полюбить, почувствовать балет.
Николай Цискаридзе
13 февраля

Валдис Пельш: Антарктида. 200 лет открытий.

Попасть на белый континент - это все равно, что слетать в космос, только это мероприятие чуть более реально. 3 года подготовки и команда РД Студия во главе с Валдисом Пельшем прошли по Антарктиде 5519 км за 38 дней от станции «Новолазаревская» до станции «Прогресс».
Валдис Пельш

Наверх