79171502737
79639914950

Ричард Флорида: Главное – не технологии, а креативность

Ричард Флорида
Ричард Флорида: Главное – не технологии, а креативность

Казалось бы, какая связь между появлением в городе яркой музыкальной тусовки и бурным экономическим ростом? Американский экономист Ричард Флорида эту связь нашел. Он разработал теорию (на самом деле, многие ее считают уже аксиомой), согласно которой для роста экономики и развития бизнеса первостепенно наличие креативных людей. А не технологий и инвестиций, как все мы думали раньше. Ричард Флорида рассказал, почему национальные государства превратились в бесполезный анахронизм и для чего в каждом человеке нужно «раздуть очаг творчества».

Мобильные, «застрявшие» и «укорененные»

— Десять лет назад в своей книге «Кто твой город?» вы писали о мегарегионах, которые стали драйверами национальных экономик. А кто задает тон в рыночном развитии сегодня?

— По-прежнему мегарегионы — их около 40 по всему миру. Именно они производят две трети всего объема производства, и именно в них рождается 9 из 10 мировых инноваций. При этом в них живет только 18% мирового населения. Эти мегарегионы (по мнению Флориды, Москва — один из них, — прим. Inc.) — движущая сила нашего времени.

— Но рост городов приводит к увеличению стоимости ресурсов. Не угрожает ли это будущему мегарегионов?

— На самом деле все обстоит ровно наоборот: города более эффективны и устойчивы, чем другие формы поселений вроде сельских районов или разрастающихся пригородов.

— Есть ли взаимосвязь между экономическим процветанием стран и разделением людей на мобильных и «укорененных»?

— Я бы говорил даже о 3-х разных группах людей: мобильных, «застрявших» и «укорененных». Но именно мобильность — ключевая причина экономического преимущества.

— Как рост миграции влияет на экономику – негативно или положительно?

— Миграция — это свобода передвижения. Она — ключ к повышению экономической мобильности. На мой взгляд, свободу передвижения следует рассматривать как одно из основных прав человека.


Кто такой Ричард Флорида?

60-летний Ричард Флорида (Richard Florida) — американский экономист, профессор Торонтского университета, заслуженный научный сотрудник нью-йоркского Института недвижимости Schack. Получил широкую известность как автор теории креативного класса. Флорида также соучредитель и редактор-консультант издания CityLab, старший редактор журнала The Atlantic, автор ряда книг. В 2005 году он основал компанию Creative Class Group (предлагает консалтинговые услуги в сфере урбанистики и экономического развития городов).

флорида1.jpg

В чем суть теории креативного класса?


В ходе исследований Ричард Флорида доказал, что города с высокой концентрацией людей творческих профессий демонстрируют более высокий уровень экономического развития. Креативный класс создает открытую динамичную среду, которая привлекает капитал и способствует развитию бизнеса. В свою очередь, численность креативного класса зависит от ряда условий:

индекса богемы — числа людей, вовлеченных в творческую индустрию;
индекса плавильного котла — уровня этнического разнообразия;
гей-индекса — уровня толерантности к представителям ЛГБТ и др.
Еще в 2005 году, говоря о представителях креативного класса в России (не путать с «креаклами»), Флорида оценил их число в 13 млн.

флорида2.jpg

«Остроконечный» мир

— Какие люди наиболее склонны к предпринимательству? Можем ли мы поставить знак равенства между креативностью и бизнесом?

— В предпринимательство тянет людей, которых психологи называют «открытыми к новому опыту». И как раз эти люди наиболее склонны к переезду в большие, густонаселенные, креативные города.

— Какими методами можно институционально поддерживать креативный класс?

— Моя теория проста: каждый человек по-своему креативен. Мы просто должны раздуть очаг творчества в каждом из нас.

— Как технологии способствуют развитию креативного класса и влияют на мировую экономику?

— Технологии не являются движущей силой изменений, они — лишь результат человеческой креативности. Ключевое влияние на мир оказывают не технологии как таковые, главное — концентрация человеческой креативности в городах.

— Мир становится все более сложным для бизнеса? Что это значит для бизнесменов?

— Мир становится все более и более кластеризованным и «остроконечным» (в противоположность «плоскому миру», о котором писал в своей знаменитой книге Томас Фридман, — Inc.) — и бизнес должен осознавать это.

флорида3.jpg

Вся власть — городам

— Какие самые большие вызовы стоят сейчас перед мировой экономикой?

— Без сомнения, сегодня главная проблема, стоящая перед миром, — дисфункциональные национальные государства. Всем нам необходимо произвести масштабный сдвиг — чтобы власть от этого анахронизма (в виде национальных государств, — Inc.) перешла к нашим городам и районам. Потому что именно они — наш главный источник инноваций и лучшая возможность добиться свободы и демократии.

— Что скажете о феномене шеринг-экономики — как она меняет современные города?

— Это часть превращения наших городов в более эффективные платформы для инноваций и творчества.

— Каков главный рецепт экономического роста сегодня?

— Если кратко: концентрация людей в городах.
ABOUT THE SPEAKER

Ричард Флорида

Американский экономист, автор теории креативного класса

Другие статьи автора

Смотрите так же

31 января

Дмитрий Багинский: Как пресечь злые шутки в коллективе

В Германии за злые шутки в отношении коллег можно попасть под суд. В России корпоративный троллинг пока не регулируется. Как работать с этой проблемой?
Дмитрий Багинский
28 января

Рубен Арутюнян: Особенности модного бизнеса в России

Создатель российского бренда мужской одежды Henderson Рубен Арутюнян рассказал о том, с чего начиналась и как изменилась модная индустрия в России за 25 лет, могут ли российские производители составить конкуренцию зарубежным и как бренд планирует развиваться в будущем.
Рубен Арутюнян
28 января

Михаил Кучмент: Привлечем инвестиции - будет очередь

Предприниматель 2017 года в России по версии EY О том, как эффективно запускать магазины в Москве и регионах, чем Hoff лучше IKEA и какой путь проделывает российский диван до своего покупателя.
Михаил Кучмент

Наверх