79171502737
79639914950

Эрик Клопфер: Не легкомысленное веселье, а вызов

Эрик Клопфер
Эрик Клопфер: Не легкомысленное веселье, а вызов
Эрик Клопфер рассказывает о других принципах образовательного гейм-дизайна.

— Есть ли какие-нибудь статистические данные о том, насколько хорошо усваиваются знания в форме игры?

— Как и любой другой формат обучения, игры в чем-то хороши, в чем-то не очень. На результат влияет и гейм-дизайн, и то, как игру внедряют в образовательный процесс, и контекст, и то, какие показатели используются для оценки прогресса. Растет число исследований на эту тему. Например, одно из наших исследований об использовании мобильных игр в изучении биологии показало, что одни игры полезны, другие не очень, — но оно касалось усвоения теоретических знаний, что довольно просто проверить. А результаты обучения различаются в зависимости от области знания и гейм-дизайна. Основной вывод здесь касается дизайнеров, которые должны пользоваться результатами таких исследований, чтобы понимать, какие игровые механики наиболее эффективны. Но необходимо также информировать преподавателей о том, как выбрать из доступных игр наиболее подходящие для тех или иных учащихся, для тех или иных образовательных целей.

— Недавно на одной конференции по образованию прозвучало мнение, что геймификация — это способ подсластить пилюлю, но по-настоящему знания усваиваются только тогда, когда на это затрачиваются усилия. Вы с этим не согласны?

— Полностью согласен. Я различаю геймификацию обучения и обучающие игры. Геймификация — это когда вы берете игровую механику и поверхностно прикладываете к существующим активностям (образовательным или любым другим). Обучающие игры — это именно полноценные игры, механика которых глубоко интегрирована с целями обучения. В одних обстоятельствах геймификация может быть полезной, в других — вредной. Например, попытки геймифицировать математику могут создать у учащихся впечатление, что сама по себе математика неинтересна, что ее нужно как-то специально «делать веселой». С другой стороны, хорошо спроектированная обучающая игра покажет, что математика сама по себе интересна, причем математические вычисления и будут самой занимательной частью игры.

— Какие проблемы геймификация точно не может решить?

— Игры — не главное в обучении. Какие-то темы с ними усваиваются лучше — например, те, где присутствуют системы, которые можно моделировать. Для других тем игры просто не подходят.

— Раз уж речь зашла о моделировании: какую игровую механику вы используете чаще всего и почему?

— Мы разработали целый ряд принципов гейм-дизайна под названием Resonant Design — посвященная им книга доступна бесплатно в интернете.

клопфер1.gif


В книге «Resonant Games» («Игры, которые вас заденут») Эрик Клопфер и его коллеги по программе Education Arcade Массачусетского технологического института рассказывают, как создавать обучающие игры — по-настоящему полезные и увлекательные. Их рассказ в основном посвящен играм, созданным для школьников, но будет полезным для создателей любых игр. Пересказываем основные принципы образовательного гейм-дизайна.

В его основе — четыре главных принципа:

Ценность личности. Образовательный гейм-дизайн несовместим с представлением об учениках как о пустых сосудах, которые предстоит наполнить знаниями. Учащиеся должны рассматриваться как цельные личности со своими интересами, симпатиями и антипатиями. Чтобы игра зацепила учеников, ее создателям стоит задуматься о том, что цепляет их самих: это могут быть истории, загадки, вызовы, провокации.

Ценность коллективного опыта. Однопользовательские игры могут дать знания, но не научат их применять. Образовательный гейм-дизайн предполагает не просто передачу полезных сведений, а их закрепление — путем совместного применения или обсуждения в многопользовательской игре.

Ценность темы. Все игры чему-то да учат — системному мышлению, стратегии и тактике, командной работе, — но особенность обучающих игр в том, что они предназначены для усвоения вполне определенных тем. И если, пытаясь придумать игру, вы спрашиваете себя: «Как бы сделать эту тему интересной?» — вам стоит пересмотреть подход. Задача обучающей игры — не превратить изучение темы в непрерывное веселье и не сделать сложное простым, а вовлечь аудиторию; не вставить научный контент в игровой сюжет, а создать игровую ситуацию вокруг научной проблемы.

Ценность контекста. Образовательный гейм-дизайн должен учитывать условия обучения — и это та область, в которой иногда приходится идти на компромисс. Обучающая игра, какой бы ни была стоящая за ней первоначальная идея, должна быть доступной технически, понятной всем ученикам (и преподавателям), соответствовать образовательным стандартам.

Некоторые другие принципы, описанные в книге:

• возможность выбирать и прокачивать персонажа (важно, чтобы даже в игре каждый игрок мог поддерживать свою индивидуальность);

• возможность выбирать цели и пути их достижения;

• поддержка исследовательской культуры (и права на ошибку);

• обучение через погружение (знакомиться с какой-либо новой сферой удобнее и интереснее, примеряя на себя роль персонажа, который непосредственно с этой сферой связан);

• расчет на дальнейшее изучение темы (задача игры — не сообщить факты, а объяснить принципы, заинтересовать и научить учиться);

• правдоподобие (задачи, которые необходимо решать в игре, должны быть аналогичны реальным);

• разветвленный нарратив (чем сложнее системы взаимоотношений персонажей или возможных ходов, тем интереснее исследовать игровой мир и тем глубже усваиваются знания);

• обратная связь (в любой игре — не только обучающей — игрок рано или поздно захочет узнать, хорошо ли он справляется: это важный элемент мотивации);

• коллективная работа (знание — социальный феномен: важно уметь применять его в коллективе, делиться им).

клопфер2.gif

— Есть ли какие-то игровые модели, приложения или платформы, которые вас вдохновляют?

— Нас вдохновляют любые игры — от World of Warcraft и Minecraft до казуальных мобильных игр вроде Clash Royale и Angry Birds. Нам интересно, что делает их интересными и какие образовательные идеи могли бы быть представлены с их помощью.

— Чем тогда разработка обучающей игры отличается от разработки обычной коммерческой?

— Создание обучающей игры сложнее: она должна получиться не хуже коммерческой, но при этом содержать образовательный контент. Поэтому разработчики сотрудничают с экспертами и педагогами.

— Есть ли разница в разработке образовательных игр для детей и для взрослых?

— Один из принципов, которым мы следуем, — ценность личности: важно учитывать интересы, привычки, образ жизни аудитории. Поэтому да, с точки зрения игровых режимов, целей обучения и пр. обучающие игры для детей отличаются от игр для взрослых.

— А как быть с какими-то сложными понятиями и концепциями? В статьях некоторых популяризаторов науки можно встретить дисклеймер: мол, уважаемые коллеги, не придирайтесь к точности изложения фактов, материал адаптирован для широкой аудитории. Приходилось ли вам выбирать между точностью изложения фактов и их доступностью для аудитории? Или даже намеренно искажать отдельные факты для того, чтобы объяснить принципы?

— Хороший вопрос. Есть такая фраза: «Все модели неправильны, но некоторые полезны». Я в этом убежден. На определенном уровне [обобщения] модели вынуждены не учитывать какие-то детали реальных систем. Самые полезные модели — те, что корректно передают суть систем, будучи при этом простыми; это мы и пытаемся делать в наших играх. И постоянно говорим о том, как важно умение понимать и интерпретировать модели.

— Что бы вы сказали тем, кто считает, что обучение с помощью игры — это что-то несерьезное?

— Посмотрите, как выглядят люди, играющие в игры: у них там не легкомысленное веселье, а постоянный вызов. Это то, к чему стремится хороший гейм-дизайн: чтобы игроки были поглощены игрой и благодаря этому учились.
ABOUT THE SPEAKER

Эрик Клопфер

Профессор Массачусетского технологического института, директор лаборатории исследований образовательных технологий

Другие статьи автора

Смотрите так же

6 февраля

Павел Лукша: «Хороший человек» станет профессией

Профессор Павел Лукша о том, каким будет образование в середине XXI века и какие «навыки будущего» нам надо осваивать уже сейчас.
Павел Лукша
6 февраля

Борис Бурда: Быть умным важнее, чем знающим

Трехкратный обладатель "Хрустальной совы", ведущий кулинарного шоу и завсегдатай Грушинского фестиваля одессит Бурда рассказал о том, как стать не просто знающим, но и умным, что имеют в виду знатоки ЧГК, когда говорят, что у них "щелкнуло", кому он обязан своей эрудированностью.
Борис Бурда
6 февраля

Евгений Водолазкин: Крайне важный элемент речи — молчание

Писатель Евгений Водолазкин — о литературном пути, лингвистических помехах и жизни вне времени.
Евгений Водолазкин

Наверх